Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Человек должен знать законы природного сообщества

Учащимся сложнее сделать необходимые выводы о роли микроорганизмов в природном сообществе. Этот вывод делает учитель. Обсуждается вопрос о влиянии на жизнь сообщества колебаний температуры, влажности, сильных морозов, засухи, наводнений. Учащиеся приводят конкретные примеры из жизни видов различных сообществ.

В порядке обобщающего повторения учитель просит привести примеры приспособлений у животных к внешней среде.

В заключение урока учитель предлагает раскрыть роль растений, животных, бактерий и грибов в природном сообществе, установить связи между ними.

Затем учитель выясняет роль человека в природном сообществе. На этот вопрос предлагается ответить письменно всем семиклассникам в течение 5 – 7 минут. Эти ответы отражают мировоззренческие обобщения, характеризуют отношение учащихся к природе. Приводим несколько ответов школьников.

– Человек должен вмешиваться в отношения между организмами в сообществе, умело регулировать численность видов вредителей и помогать жизни и размножению организмов, от которых получается общая польза для всего сообщества, но истреблять можно только самых безусловно вредных для хозяйства человека, вроде колорадского жука.

– Человек должен стараться сохранить сообщество в естественном состоянии, помогать животным и растениям при больших колебаниях условий внешней среды. А свою пользу извлекать при промысле зверей, сборе семян, не слишком нарушая численность жертв и хищников, растений и питающихся ими животных. Например, если в данном месте в лесу слишком много лосей и они портят молодые деревья, то надо часть лосей отстрелять, но только не всех.

– Человек должен знать законы природы, должен знать, какие существуют взаимоотношения между организмами в сообществах, и, используя природу в своих целях, в целях благосостояния общества, не нарушать полностью связей, а использовать их в своих интересах в какой-то мере ограниченно или создавать свои искусственные сообщества с нужными взаимосвязями, например, создавать пруды с карпами и кормить их подходящей нищей или заселять арыки толстолобиками, поедающими водоросли, засоряющие арыки.

На протяжении всего курса зоологии многократно обращалось внимание учащихся на необходимость охраны природы, сообщались конкретные факты об исчезновении с лица Земли ряда животных, о животных, взятых под охрану. Учащиеся уже знают о «Красной книге», но к заключительному уроку по охране природы желательно подготовить «Красную книгу», в которой перечисляются виды, охраняемые в данной местности. Учащиеся должны участвовать в подготовке такой книги, включиться в активную защиту животных. На уроке организуется беседа с конкретными примерами об отношении человека к природе и мотивах, которыми люди руководствуются при этом, – приумножение богатств природы, без которой немыслимо построение развитого общества; научно-познавательные мотивы, основанные на понимании сложнейших взаимоотношений между природой и обществом; гигиенические – осознании оздоровляющего значения природы; эстетические, вызывающие чувство красоты; гуманистические – защита от жестокости по отношению к животным.

Вся мотивация отношений к природе направляет школьников на практическое участие в делах по охране природы, побуждает к изучению знаний о природе, укрепляет навыки культурного поведения в природе.

В заключение урока делается вывод о необходимости понимать закономерности природных взаимосвязей, использовать животный мир, но при этом заботиться о его сохранности и развитии.


Страницы биологии:

Воспитание в процессе обучения анатомии, физиологии и гигиене человека
Значение для учащихся изучения анатомии, физиологии и гигиены
Тема «Опорно-двигательная система»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Темы: «Кровь» и «Кровообращение»
О важности физической тренировки организма
Тема «Дыхание»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Пищеварение»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии