Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Что важно знать при изучении пресмыкающихся

При изучении темы «Класс Пресмыкающиеся» для формирования научного мировоззрения наиболее важно: 1) показать современных пресмыкающихся как более высокую ступень развития животного мира по сравнению с земноводными; 2) доказать, что они более широко освоили сухопутную среду, чем земноводные, но приспособленность к климату у них оказалась ограничена непостоянной температурой тела; 3) сравнить рептилий различных мест обитания, выявить их экологическое многообразие; 4) использовать примеры из жизни пресмыкающихся для конкретизации межвидовой борьбы (без употребления термина); 5) раскрыть значение пресмыкающихся в жизни природы.

На первом уроке темы при знакомстве учащихся с ящерицей выясняется, что она живет в сухих местах и активна в теплое время года. При установлении особенностей строения ее органов дыхания и кровообращения, роли языка выявляется связь с сухой, покрытой роговыми чешуйками кожей, которая не выполняет функций дыхания и осязания.

Сравнивая ящерицу с лягушкой, учащиеся самостоятельно отмечают общие и отличительные признаки, устанавливают большую сложность организации ящерицы, ее приспособление к хищническому образу жизни.

Важно проверить правильность объяснения учащимися самокалечения у ящерицы как инстинкта.

Из экологических знаний интересно остановиться на летней спячке у черепах, связанной с пересыханием растительности и водоемов, на пищевых связях змей с грызунами и ящериц с насекомыми. Благодаря уничтожению грызунов, вредящих сельскохозяйственным посевам и переносящих опасные заболевания, ядовитые змеи – охраняемые животные. Учащиеся иногда недопонимают это, ссылаясь на опасность укусов ядовитых змей. Следует разъяснить, что нарушение биологического равновесия между пресмыкающимися и их жертвами (грызунами, насекомыми) нанесло бы большой ущерб народному хозяйству, в то время как при соблюдении человеком осторожности можно избежать укуса змеи, которая сама никогда не нападает на людей. В медицине широко используется змеиный яд. Для его получения у нас организованы промышленные питомники змей. Для предотвращения опасности укусов ядовитых змей очень важно научить учащихся различать их. Следует информировать школьников о мерах доврачебной помощи при укусе ядовитых змей.

Для экологического воспитания полезна организация диспута по проблеме: полезны или вредны змеи?

В беседе о происхождении и развитии рептилий задача учителя состоит в том, чтобы дать почувствовать учащимся грандиозный масштаб времени, в течение которого происходили эти процессы. Хорошо вспомнить с учащимися историю растительного мира и без геологических названий обрисовать общую картину ландшафтов в разные эры. Касаясь причин вымирания пресмыкающихся, существенно указать на недостаточную приспособленность этих животных к изменениям климата.


Страницы биологии:

Тема «Класс Птицы»
Особое внимание ставится перед изучением экологических групп птиц
Организация экскурсии на птицефабрику и её значение
Тема «Класс Млекопитающие»
Изучение жизни млекопитающих и охотничий промысел
Сущность учения Дарвина о развитии животного мира
На уроке по теме «Природные сообщества»
Человек должен знать законы природного сообщества
Воспитание в процессе обучения анатомии, физиологии и гигиене человека

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии


регуляторы расхода воды