Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Единство мира природы и жизнедеятельности человека

Рассмотрим основные биологические теории, идеи и понятия, включенные в учебную программу, соответственно главным положениям и категориям диалектического модернизма.

I. Первичность материи и вторичность сознания подтверждается учением И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, позволяющим показать учащимся, что мышление, сознание есть функция головного мозга человека, а внешний мир является источником ощущений. При ознакомлении с антропогенезом приводятся данные о развитии психической деятельности человека в процессе общественно-трудовой деятельности.

II. Материальное единство мира и объективность законов природы раскрывается многочисленными фактами реальности процессом жизнедеятельности живых организмов, взаимосвязями видимых и скрытых от непосредственного наблюдения явлений жизни. На этой основе выясняется обусловленность жизненных процессов факторами внешней и внутренней среды, целостное единство организма как живой системы. Постепенно расширяются знания о надорганизменных системах (популяции, сообщества, биогеоценозы), их составе, структуре, функционировании во взаимодействии с факторами окружающей среды. Фундаментальное значение имеет понятие об обмене веществ как общем свойстве живой материи, обеспечивающем ее существование. Единство органического мира проявляется как в индивидуальном, так и в историческом развитии, в их взаимосвязи. Раскрывается сущность естественного отбора как реальной причины единства и многообразия живой природы, во взаимодействии с неживой природой.

III. Эволюция форм движения материи; несотворимостъ и неуничтожаемостъ материи подкрепляется знаниями о естественно- историческом происхождении органического мира, увенчавшегося возникновением человека как социального существа, имеющего биосоциальную природу происхождения. Осознается место жизни среди других форм движения материи, основные этапы развития биологических систем, соотношение их с социальной формой материи и перспективы ноогенеза и ноосферы.

IV. Познаваемость мира доказывается научными открытиями биологии, преобразованием растений и животных на основе научных знаний. Научные основы здоровья рассматриваются как результат объективно установленных благоприятных факторов жизни человека. Убедительны возможности прогнозирования близких и отдаленных последствий взаимодействия природы И общества.

V. Взаимосвязь форм движения; причинная связь и обусловленность явлений подтверждается неразрывным единством организма и факторов среды, примерами сезонных изменений в жизни растений и животных. Постепенно обогащаются представления о взаимосвязях в структуре каждого уровня живых систем. Показывается влияние трудовой деятельности и других факторов социальной и природной среды на строение и функции организма человека. Дается характеристика живых организмов как открытых систем на основе законов наследственности, раскрывающих связь генотипа и фенотипа. Причина и следствие рассматриваются па примере связи мутагенных процессов и мутаций, а также развитая биогеоценозов в целом. Убедительны данные о влиянии человека как на отдельные формы жизни, так и на биосферу в целом.

VI. Переход количественных изменений в качественные иллюстрируется соотношением процессов роста и развития растений и животных. Данные возрастной физиологии человека дают количественные и качественные характеристики индивидуального развития организма. Богатый эколого-эволюционный материал показывает увеличение численности и широкое расселение вида в сочетании с действием естественного отбора и изоляции как предпосылки образования новых видов; отмечается скачкообразность в возникновении новых таксонов, а также качественные изменения и смена биоценозов в зависимости от численности популяций.

VII. Единство и борьба противоположностей; отрицание отрицания опираются на биологический материал индивидуального развития, на подобие и несходство потомства с родителями. Эти свойства обобщенно выражены в формировании биогенетического закона. Выразительно проявление взаимосвязи противоположных физиологических процессов возбуждения и торможения, а также ассимиляции и диссимиляции как составных частей обмена веществ. Неразрывно проявление единства наследственности и изменчивости в эволюционном процессе. Отмечается противоречивость внутривидовых отношений (устойчивость вида и дивергенция). Раскрываются сложные явления созидания и разрушения в биогеоценозах и биосфере, а также противоречивый характер взаимодействия природы и общества.

Из приведенного выше перечня основных вопросов виден общий объем научно-биологического материала, который может быть использован для подтверждения основных принципов мировоззрения и диалектической методологии в их взаимной связи. Характер философского обобщения различен в различных классах. Важно обеспечить постепенное углубление этого процесса и не сводить его только к курсу общей биологии.


Страницы биологии:

Основные условия для формирования мировоззрения учащихся
Идейный аспект изучения программы по биологии
О научной пропаганде на уроках биологии
Влияние религиозного модернизма на формирование научного мировоззрения
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Содержание внеклассной методической работы для учащихся
Особенно полезные мероприятия для учащихся в изучении биологии
Формирование у школьников научных взглядов и убеждений
Патриотическое и интернациональное воспитание

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии


Газонная трава для озеленения и ЖКХ.