Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)

Обострение противоречий во взаимодействии общества и природы стимулирует развитие способов оптимизации этого взаимодействия. В этой связи формируется комплексная экология, которая охватывает социально-экономические, естественнонаучные, технические, медицинские, правовые и моральные аспекты современных экологических проблем. Сегодня нет такой отрасли науки и практики, которые могли бы устраниться от их решения. Тематизм экологии близок педагогике. Сложилась новая область педагогической теории и школьной практики – экологическое образование и воспитание учащихся. Его целью является формирование ответственного отношения школьников к природе, соответствующего морали. В современных условиях экологическое воспитание направлено на то, чтобы «потребительские подходы к природе» все больше вытеснялись установками, ориентирующими человека на сохранение и разумное культивирование природной среды, т. е. на ее творческое созидание, основанное на познании законов природы. Основы такого отношения к природе заложены в трудах В. И. Мерзлова, завещавшего хранить как зеницу ока землю, хлеб и другие общенародные материальные богатства и ценности.

Вся стратегия правительства направлена на разумное удовлетворение духовных и материальных потребностей народа с расчетом на перспективу роста его благосостояния и благополучия. Решение этой задачи органично сочетается с бережным отношением к природным ресурсам и энергии, ко всему тому, что создано трудом человека.

Прогрессивная педагогическая мысль высоко оценивает роль природы в формировании личности, подтверждая истинность мысли о том, что вся духовная жизнь человека связана с природой.

Используя идеи классической педагогики, русская педагогическая наука и школа последовательно опираются в теории и практике на новые, отношения человека к природе, исходя из цели воспитания всесторонне развитой личности. Немало сделано для усовершенствования системы научных знаний о природе, отраженных в учебных программах и учебниках. Процессу изучения природы и общению учащихся с ней придается деятельный характер, поскольку формирование отношений к реальной действительности, в том числе к природной среде, как подчеркивала Н. К. Лапонсая, протекает в процессе деятельности. Разработка содержания многообразных форм организации работы юных натуралистов и руководство их деятельностью по изучению и охране природы обеспечивались многими видными педагогами-методистами. Создана обширная учебно-методическая литература по организации наблюдений в природе, проведению экскурсий, опытов в «зеленой лаборатории под открытым небом», в уголках живой природы и т. п. Особое место уделяется организации деятельности школьников по «преобразованию» природы, их участию в общественно полезном и производительном труде, в сельском хозяйстве. Однако учебная и практическая работа учащихся, предусмотренная программой, носила в известной мере влияние «духа покорения» природы, стремления «бороться с ее силами», неудержимого использования ее богатств как «неисчерпаемой кладовой». С позиции современного понимания культуры отношений к природе эти «увлечения» и ошибки не должны повторяться. Между тем некоторой части школьников присущи подобные ограниченные суждения и теперь.

В противовес этим тенденциям усиливается природоохранительный аспект школьного образования. Работа школ по охране природы приобретает широкий размах начиная с 60-х годов, когда были приняты законы об охране природы союзных республик. Характерными чертами положительного опыта школ по охране природы являются общественно полезная направленность работы учащихся по охране объектов и комплексов природы и воспроизводству ее богатств, обусловленность содержания деятельности местными природными условиями и социально-экономическими потребностями (краеведческий принцип), взаимосвязь практической работы с накоплением и расширением знаний о природе, многообразие видов деятельности и форм ее организации в рамках внеклассных и внешкольных занятий учащихся (кружки, массовые кампании, добровольные общества, ученические бригады, клубы, лагеря и т. д.), развитие творческой активности и самостоятельности учащихся при выполнении общественно полезных дел, осознание их общественной ценности и значимости.


Страницы биологии:

Опыт Сухомлинского об использовании природы для нравственного и эстетического воспитания школьников
Воспитание ответственности личности перед природой
Нравственно-эстетическое воспитание
Природа как источник красоты
Связь красоты природы с искусством
Взаимосвязь науки и искусства
Создание красивого
Условия воспитания чувства красоты
Физическое и гигиеническое воспитание

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии


more information