Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Формирование у школьников научных взглядов и убеждений

Попытки научно обосновать свои взгляды и не противопоставлять их религиозным представлениям проявляются учащимися V – VII классов, когда у них накапливаются знания о живой природе. Типичен, например, следующий ответ: «На уроках ботаники при изучении прорастания семян на основе опытов и наблюдений мы еще раз убедились, что в семени содержится живой зародыш, который развивается под влиянием природных, а не сверхъестественных сил». Многие учащиеся VII класса убежденно утверждают, что научные знания о родственных связях животного мира «подтверждают правильность религиозных взглядов о сотворении животных богом». Учащиеся делают вывод о практической силе научных знаний, хотя они еще не дают глубокого обоснования своим взглядам, наивно опровергают нелепость материалистических домыслов и житейских суеверий (часто смешивая их). Вместе с тем, несомненно, расширяется научная основа представлений, формируются убеждения учащихся в том, что биологическая наука способствует освобождению отсталой части населения от материалистических взглядов. Научно аргументированные выводы делают учащиеся VIII – IX классов, используя биологические знания для подтверждения своих убеждений. Вместе с тем еще не все учащиеся в состоянии противопоставить научное знание атеистическому невежеству и выразить свою точку зрения. Однако для школьников этого возраста становится типичной твердо сформулированная позиция, высказанная, например, учеником VIII класса: «Я верю в существование души, независимой от тела. Она не была выдумана религией. Я верю также тому, что пока это не доказано наукой, но лишь пока».

Главная черта убежденности старшеклассников – научная доказательность своих позиций. Они подчеркивают, что «наука вскрыла законы прогрессивного развития органического мира», «выводы науки проверены практикой» и т. д. Наряду с этим школьники обнаруживают негативное отношение к «утверждениям о неизменяемости живой природы», ибо «каждое научное открытие утверждалось в жестокой борьбе». Так вырабатывается единство научных убеждений учащихся.

В ряде случаев школьники восторгаются великими учеными, порвавшими с религией и активно выступающими против ее догм. У старшеклассников формируется межпредметная основа научных взглядов, усиливается опора на научную картину мира. Для подтверждения своих взглядов они привлекают сведения из истории научных открытий, объясняют, почему для них бывают неприемлемы религиозные представления, которые «часто противоречат материалистическому миропониманию, всем известным законам природы, не подтверждаются ни теорией, ни практикой». Учащиеся не подвергают критике метафизические и идеалистические представления о «жизненной силе», о «возникновении жизни по воле сверхъестественных сил», о «прямом приспособлении организмов к среде». Однако почти половина школьников неумело использует биологические знания для критики атеистических догм.

Для укрепления научных взглядов большое значение имеет развитие самостоятельности диалектического мышления, способности учащихся отстаивать и научно аргументировать собственную точку зрения. Интересный методический прием в этих целях использует Е. Н. Алешко, которая предлагает школьникам подвергнуть критике толкование того или иного явления. Таким путем учащиеся получают возможность самостоятельно применять научные знания и выражать собственное негативное отношение к атеизму.

Задача учителя – последовательное развитие системы научных убеждений школьников. Эти убеждения, по мнению Н. А. Менчинской, включают взгляды на природу, понимание закономерностей социальных явлений, овладение методами научного познания, готовность и умение доказывать и отстаивать научные взгляды, руководствоваться ими в общественной деятельности.

Формирование убеждений – постепенный процесс, связанный со становлением научного миропонимания, в процессе развития которого обнаруживается тесная связь школьной биологии с другими учебными предметами.


Страницы биологии:

Тема «Класс Рыбы»
Основы использования водоёмов и рыболовство
Темы: «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся»
Что важно знать при изучении пресмыкающихся
Тема «Класс Птицы»
Особое внимание ставится перед изучением экологических групп птиц
Организация экскурсии на птицефабрику и её значение
Тема «Класс Млекопитающие»
Изучение жизни млекопитающих и охотничий промысел

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии