Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Изучение мха, папоротникообразных и хвойных растений путём сравнения

Рассмотрение учащимися строения мха, сравнение их с водорослями, нахождение общности (в клеточном строении, фотосинтезе, дыхании) также приводят к выводу о единстве и родстве этих групп. По заданию учителя школьники находят различия (наличие стебля и листьев, ризоидов у мхов) и называют более сложно организованную группу, указывают, в каком направлении осуществлялась эволюция растений.

Аналогичная работа проводится при изучении папоротникообразных, которые сравниваются с мхами. Учащиеся самостоятельно определяют черты усложнения в их строении. Такая же работа проводится при изучении голосеменных, покрытосеменных.

В связи с изучением мхов школьники узнают об образовании торфа, о его использовании в народном хозяйстве в качестве топлива, удобрений, сырья для получения химических веществ. Учитель подчеркивает, что в нашей стране самая большая площадь торфяных болот. Экономика производства требует использования торфа для получения из него ценных веществ, а не в качестве топлива. Учитель останавливается на разумном подходе к проблеме осушения болот, чтобы не вызвать обмеления рек, не создать засушливых зон.

При изучении строения папоротника учитель обращает внимание школьников на суеверия о цветении папоротника в ночь под праздник Ивана Купалы. Сравнивая его со мхом и цветковыми растениями, учитель просит объяснить несостоятельность утверждений суеверных людей.

Как доказательство познаваемости биологических явлений учитель использует муляжи отпечатков древних растений и животных, найденных в пластах земли. Учитель не сообщает готовую информацию, а просит школьников установить, каким образом человек узнает о древних вымерших растениях. Если учащиеся не могут ответить, то им предлагается прочитать и, опираясь на факты, объяснить процесс исторического развития растений, подтвердить утверждение религии о сотворении растений богом.

Учитель кратко касается вопроса добычи каменного угля, отмечает необходимость его эффективного использования, а также восстановления плодородия земель на местах его добычи, останавливается на использовании отходов каменного угля.

В процессе изучения голосеменных растений выясняется, как сказывается изменение среды, ее загрязнение на состоянии елей, сосен. Многие наблюдательные школьники видели, что хвойные деревья засыхают вблизи промышленных предприятий, загрязняющих атмосферу различными газами, а лиственные деревья повреждаются в меньшей степени. Учащимся предлагается объяснить это явление. В результате сравнения хвойных с лиственными деревьями учащиеся приходят к выводу, что причина угнетения хвойных состоит в том, что листья деревьев опадают ежегодно и таким путем удаляются из тканей вредные вещества. Хвоя сосны опадает один раз в два-три года, а ели – один раз в пять – семь лет, поэтому у хвойных вредные вещества накапливаются в тканях, отчего растения угнетаются. Учащиеся делают вывод о необходимости охраны природной среды от загрязнения.

Широко проводится в школе работа по охране елочек от срубания в предновогодние дни. Но не только эта форма охраны должна иметь место. Известно, что во многих школах прибалтийских республик учащимся прививаются новые традиции – наряжать к Новому году веточку ели, устраивать конкурс на лучшее украшение ветки. Так учащиеся приучаются видеть красоту в малом, испытывать удовлетворение от сохранения таким путем большого числа елей, ценность которых для природы и народного хозяйства учащимся известна.

Знания учащимися широкого использования хвойных растений в качестве сырья, строительного материала и для озеленения служат основой понимания необходимости рационального их использования. Учитель сообщает о почине целлюлозно-бумажного комбината в г. Соликамске по изготовлению более тонкой бумаги, чем достигается экономия, значительно снижается расход леса. Учащиеся осознают значение сбора макулатуры для сбережения леса, активно включаются в это дело, охотнее выполняют работу по уходу за лесом, своим посильным трудом вносят вклад в его охрану, проводят беседы среди учащихся начальных классов о бережном отношении к учебникам и тетрадям. Все это имеет важное значение в экологическом и экономическом воспитании учащихся.

При изучении покрытосеменных обобщаются знания школьниками растительного мира, отмечается постепенное усложнение строения растений разных групп, цветковые растения рассматриваются как наиболее высокоорганизованные, господствующие на Земле, приспособленные к различным средам обитания. Школьники приходят к выводу об усложнении цветковых растений в результате исторического развития. Восстановление знаний взаимосвязей строения и функций, организма и среды обитания, черт приспособленности дает возможность подвести учащихся к выводу о разнообразных формах проявления взаимосвязей, причинной зависимости явлений.


Страницы биологии:

Тема «Развитие растительного мира на Земле»
Тема «Растительные сообщества»
Воспитание в процессе обучения зоологии
Трудовое, экономическое и гигиеническое воспитание учащихся в процессе изучения зоологии
Значение животных и растений в природе и жизни человека
Тема «Тип Простейшие»
Тема «Тип Кишечнополостные»
Темы: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви»
Тема «Тип Кольчатые черви»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии