Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Клетка и индивидуальное развитие организмов

В X классе формирование диалектико-материалистического мировоззрения, идейно-патриотического и нравственного воспитания протекает более успешно, чем в IX. Этому способствует изучение обществоведения, расширение физических и химических знаний, более высокий уровень общего развития человека.

Тема «Химическая организация клетки»

На первом уроке по теме учащиеся получают задание рассмотреть в учебнике таблицу «Содержание химических элементов в клетке» и выяснить, какие из указанных элементов встречаются и в неживой природе, сделать на основе этого выводы. Затем учащиеся рассматривают таблицу «Содержание в клетке химических соединений» и устанавливают, какие из указанных соединений встречаются и в неживой природе.

В ходе обобщающей беседы школьники формулируют вывод о сходстве объектов живой и предметов неживой природы по содержанию химических элементов, что свидетельствует об их общности. В то же время они находят различия живой и неживой природы по составу химических соединений. В итоге подчеркивается материальное единство живой и неживой природы и по составу химических соединений отмечаются особенности живого.

Учитель предлагает использовать знания химического состава клетки для опровержения взглядов на сверхъестественность жизни. Школьники обосновывают идею единства живой и неживой природы, так как живая природа состоит из тех же элементов, что и неживая, что на уровне элементов различий между ними нет, они проявляются лишь на уровне химических соединений, что наиболее сложные соединения характерны только для живых объектов.

Изучение роли неорганических веществ в клетке позволяет использовать примеры из жизни растений и показать влияние недостатка калия, фосфора, кальция и других элементов на рост и развитие культурных растений. В связи с этим важно обратиться к разделу Продовольственной программы «Развитие химизации сельского хозяйства» и предложить учащимся зачитать текст об увеличении поставок сельскому хозяйству минеральных удобрений и известковых материалов, более широком использовании органических удобрений и торфа для приготовления компоста.

Обращение к материалам помогает учащимся представить масштабы химизации сельского хозяйства, ее возрастающую роль в повышении урожайности сельскохозяйственных культур в одиннадцатой пятилетке по сравнению с десятой пятилеткой. Иллюстрации роли химизации в получении высоких урожаев культурных растений способствует подборка учащимися сведений из газет об эффективности применения удобрений, известкования кислых и гипсования засоленных почв. Зачитывание на уроке коротких выдержек из статей убеждает учащихся в важности биологических знаний для успешного выращивания растений.

Анализ данных о затратах на применение удобрений, известкование и гипсование почв, а также рассказ о себестоимости продукции, рентабельности производства способствует осознанию учащимися необходимости рационального использования удобрений, известковых и других материалов, помогает понять, как при меньших затратах получить наибольшую экономическую эффективность, снизить себестоимость сельскохозяйственной продукции.

На уроках, посвященных изучению строения й роли белков в клетке, учащиеся узнают об их многофункциональности, о зависимости строения и жизнедеятельности клетки от входящих в ее состав белков. Учитель предлагает школьникам обосновать положение о белках (а затем и нуклеиновых кислотах) как материальных основах жизни, установить всеобщий характер взаимосвязей в природе на примере строения и функций молекул белков, нуклеиновых кислот.

Десятиклассники используют знания разнообразных функций белков для доказательства положения о макромолекулах белков как материальных основах жизни. Установление учащимися зависимости вторичной и третичной структур молекул белков и, следовательно, выполняемых ими функций от последовательности и состава аминокислот в них позволяет сделать вывод о взаимосвязи структуры и функций молекул. Изменение состава аминокислот их последовательности ведет к нарушению структуры молекул, что в свою очередь вызывает нарушение функций.

Аналогичным образом в процессе изучения особенностей строения и роли жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ важно добиваться использования учащимися этих знаний для подтверждения положений диалектического материализма о материальном единстве живой и неживой природы и специфике жизни, о всеобщем характере взаимосвязей в живой природе и причинной обусловленности биологических явлений.


Страницы биологии:

Тема «Строение и функции клетки»
Тема «Обмен веществ и превращение энергии в клетке»
Фотосинтез растений – основной поставщик кислорода на планете
Изучение механизма биосинтеза белков
Тема «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
Улучшение питания животных и растений
Тема «Возникновение жизни на Земле»
Основы генетики и селекции
Законы наследования и понятие генотипа

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии


Оптические контактные линзы - www.ochkov.net.