Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Поздние кочевники степей Заволжья

После гуннского нашествия, когда остатки сарматского населения Нижнего Поволжья еще окончательно не затерялись, в прикаспийских степях появляются новые группы кочевников, относящиеся к тюркским народностям.

Исторические сведения указывают, что в промежуток от VIII по XIII век н. э. в урало-поволжские степи постепенно продвигались из пределов Азии кочевые племена: сначала печенеги, следом за ними торки и половцы.

Продвижение кочевых племен было связано с использованием громадных степных пространств, богатых пастбищами и удобных для содержания скота. Поэтому некоторые племена длительное время кочевали в пределах определенной территории.

Пребывание поздних кочевников на территории Нижнего Поволжья не прошло бесследно. Они оставили после себя огромное количество курганов, расположенных по берегам Волги, Ахтубы, Еруслана и по другим степным районам Поволжья. Здесь они кочевали со своими стадами крупного и мелкого рогатого скота, табунами лошадей. Здесь же кочевники устраивали на возвышениях степи курганы, в которых хоронили своих умерших. Курганы кочевников резко выделяются по своему внешнему виду и размерам среди курганов более раннего времени. Все они небольшого размера – от 5 до 8 метров в диаметре и 50 – 80 сантиметров в высоту.

Экспедиция в разных районах своей работы в Заволжье – у сел Скатовка, Иловатка, Потемкино, Бережновка и в других пунктах раскопала свыше 60 кочевнических курганов. Однако раскопать кочевнический курган значительно проще, чем определить, кому он принадлежит. Все поздние кочевники-скотоводы вели одинаковый образ жизни, имели одинаковый социальный строй, в их погребальном ритуале сохранилось много общего, поэтому трудно определить их этническую принадлежность. Только иногда детали отдельных предметов, отличительные особенности, например, удил конской узды, формы стремян, некоторые детали погребального ритуала, позволяют отнести погребения кочевников к отдельным народностям, одних, скажем, к торкам, других – к половцам, третьих – к печенегам. Так, у села Иловатки в курганах были найдены конские черепа с удилами и трензелями X – XI веков, со следами кострищ и трупосожжения. Свидетельства арабских авторов (Идриси и Абульфельды) подтверждают существование обряда сожжения у печенегов-кочевников, с которыми хорошо были знакомы славянские племена Киевской Руси. Весьма возможно, что Иловатские курганы и содержали печенежские погребения в Поволжье.

Погребальному обряду кочевники придавали большое значение. В могиле умершему создавалась обстановка, окружавшая его при жизни. Погребения совершались в грунтовых могилах, иногда с нишей-подбоем s одной стороне. Подбои закрывался досками или жердями. Сверху могила также закрывалась жердями. Умерших всегда клали на спину в дощатом гробу, реже в колоде, головой на запад или восток. Вокруг умершего располагались предметы, принадлежавшие ему при жизни: вооружение, украшения и др. В отдельных курганах при мужских и женских погребениях имеются захоронения целого коня, положенного рядом с могилой в небольшом углублении или же непосредственно на древнем горизонте. В отдельных могилах вместе с погребенным клали не целый остов коня, а лишь шкуру с головой и конечностями. В зубах коня обычно находятся железные удила от узды, а у костей туловища – остатки седла, железные стремена и подпружные пряжки.

Постоянной и неотъемлемой принадлежностью почти каждого кочевника, кроме коня, являлось вооружение. Наиболее распространенными являются железные наконечники стрел плоской формы. В состав вооружения входили также железные копья, лук, железные сабли. Лук и стрелы хранились в особых футлярах – колчанах и налучьях. Колчаны изготовлялись преимущественно из бересты и очень редко из дерева, сверху тщательно обтягивались тонкой кожей и богато украшались костяными пластинками, покрытыми богатым резным орнаментом, состоящим из различных геометрических фигур и растительного орнамента. Особенно интересны пластинки с изображением животных, где наиболее рельефно выделяются фигуры оленя. Некоторые пластинки раскрашены и богато орнаментированы инкрустацией (резьба заполнена черной смолистой массой).

Сабли как наступательное оружие у кочевников, по-видимому, ценились особенно дорого; поэтому этот вид оружия очень редко встречается в могилах кочевников. Среди большого количества раскопанных экспедицией кочевнических курганов (свыше 60) лишь в одном погребении (село Скатовка) найдена железная сабля.

Из предметов хозяйственного назначения в погребениях кочевников встречаются железные ножи, ножницы, глиняные и металлические пряслица для сучения ниток. В женских погребениях частой находкой являются кожаные сумки с предметами туалета, бронзовыми зеркалами.

В поздних кочевнических погребениях, помимо обычных предметов, найдены медные или серебряные монеты, позволяющие более точно определить время погребений. Раскопки вместе с тем позволяют установить, что в курганных погребениях, относящихся ко времени, когда в Нижнем Поволжье существовало татаро-монгольское государство Золотая Орда, могильный инвентарь и ритуал погребений не получили каких-либо существенных изменений. Лишь в отдельных кочевнических погребениях встречаются предметы городского изделия, в частности красно-глиняная посуда. В остальном никакой смены культуры кочевников за время татаро-монгольского ига на Руси (XIII – XV века) не произошло.

Исследованные экспедицией курганы кочевников принадлежат в основном одной племенной группе – кочевникам-половцам, обитавшим в пределах Заволжья до прихода монголов, а также в период пребывания здесь Золотой Орды.

Подкурганные погребения золотоордынского периода являются наиболее поздними из исследованных археологической экспедицией.

Таким образом, археологические работы в зоне строительства ГЭС увенчались научными открытиями, относящимися ко времени от древнекаменного века до эпохи позднего средневековья, то есть от первых шагов человечества и бесписьменных эпох истории древних племен нашей страны до периодов, когда жизнь местного населения стала уже освещаться письменными документами (арабскими и закавказскими хрониками и русскими летописями).

Полевые наблюдения и лабораторное изучение добытого материала – орудий труда, оружия, украшений, посуды и других предметов быта – позволяют дать социально-экономическую характеристику не только древнейшим безымянным племенным группам населения столь обширного края, но и уточняют наши представления об экономической истории и культуре племен и народностей, ставших уже известными исторической науке, как савроматы, скифы, сарматы, гунны, аланы, хазары, печенеги, торки, половцы и татаро-монголы, некогда кратковременно или длительно обитавшие в районах Нижнего Поволжья.

Выявленными и исследованными экспедицией памятниками материальной культуры ликвидируются отдельные белые пятна на археологической карте России, в частности на карте нашего юго-востока.

В дореволюционной исторической литературе было принято считать, что Прикаспийские степи с незапамятных времен служили лишь «проходными воротами из Азии в Европу». Народы, проходившие по равнинам Прикаспийских степей, якобы не задерживались здесь долго и не создавали никакой культуры. Археология, изучая страницы прошлого, опровергает эти неверные утверждения. Археологические раскопки позволяют проследить, как в далеком прошлом древние племена постепенно осваивали этот своеобразный, местами пустынный, местами покрытый озерами степной район нашего юго-востока. Археологические исследования доказывают, что в степях Поволжья в течение тысячелетий отдельные племена и народности поднимали уровень культуры, привнося в нее своеобразные черты. Именно здесь, на широких степных просторах Нижнего Поволжья, очень рано, еще во II тысячелетии до н. э., развиваются скотоводство и земледелие, сыгравшие видную роль в распространении культурного влияния с юга на север. Лишь нашествие кочевой орды гуннов в IV веке н. э., носившее разбойничий характер, нарушило сравнительно спокойную жизнь сарматских племен, тысячелетняя история которых была связана с Нижним Поволжьем.

Вместе с тем дальнейшее изучение вещественных исторических источников поможет выяснить условия первоначального заселения человеком территории Нижнего Поволжья, позволит осветить вопросы происхождения населения этой территории и его культуры и связать историю местных племен и народностей с историей других народов нашей страны, то есть написать историю народов Нижнего Поволжья с древнейших времен.


По следам древних культур:

Исследование ананьинской культуры
Ананьинские могильники
К истории изучения ананьинской культуры
Поселения и хозяйство ананьинцев
Особенности ведения хозяйства и земледелия ананьинцев
Найденные изделия из руды и меди
Обработка металлов и производство орудий труда и оружия
Для шитья применяли костяные иглы
Отличительные черты костюма и украшений, который носили древние племена
Общественный строй ананьинцев

По следам древних культур:
Содержание
Археологи на строительстве
Кладбище вымерших млекопитающих
Хозяйство поселения
Особенности городецкой и пьяноборской культуры
Расцвет и падение города Болгары
Древние охотники и рыболовы Заволжья
Поздние кочевники степей Заволжья
К истории изучения ананьинской культуры
Сравнение археологических находок ананьинского времени
Исследователи древностей Урала
Работа в шахтах в древности
В поисках первых обитателей дальнего востока
Изучая найденные сосуды амурских племён
В стране племени Илоу
Мир кочевников западного и восточного Памира
Кочевники Тянь-Шаня
Пришельцы с востока
В просторах степей
Кобадианский оазис
Города древней Бактрии