Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


На что следует обращать внимание учителю во время изучения темы «Грибы»

Учитель сосредоточивает внимание на экономической эффективности выращивания водорослей в океане для использования их в пищу, получения ценных продуктов – агара. Обосновывается эффективность выращивания хлореллы на корм птицам и другим животным. Большое содержание в хлорелле питательных веществ помогает решать проблему обеспечения кормовой базы животноводства.

В связи с изучением грибов подчеркивается их многообразие, а также единство в строении и процессах жизнедеятельности, их взаимосвязь со средой и причинная обусловленность. Учитель разоблачает поверья о том, что грибы перестают расти, если их увидят люди, что иногда они образуют «ведьмины кольца». Преподаватель просит школьников опровергнуть эти взгляды. При подготовке ответов они убеждаются в естественных причинах образования кольцеобразного разрастания грибов – грибница медленно и равномерно растет от исходной точки и плодовые тела располагаются по кругу. Грибы не перестают расти от взгляда человека, но они очень чувствительны к изменению условий. Кроме того, растут они не так быстро, примерно неделю растет плодовое тело шляпочных грибов.

Знания учащимися биологии грибов используются для формулирования ими правил сбора грибов, которые выписываются на большом листе бумаги и вывешиваются в кабинете. Раскрытие пищевой ценности шляпочных грибов, их роли в белковом питании позволяет обосновать необходимость участия школьников в сборе грибов с соблюдением всех правил.

Гигиеническому воспитанию учащихся способствует ознакомление их с ядовитыми грибами. Учитель просит школьников, назвать ядовитые грибы. В кабинете биологии вывешиваются рисунки с изображением ядовитых грибов и яркие надписи, предупреждающие об опасности отравления ими. Учитель рассказывает о возможности тяжелого отравления грибами, заготовленными впрок путем домашнего консервирования. В этом случае создаются благоприятные условия для размножения бактерий ботулизма, в результате жизнедеятельности которых накапливаются ядовитые вещества. Употребление в пищу подобных грибов, внешне не отличающихся от нормальных, приводит к сильным отравлениям, иногда со смертельным исходом. Учитель делает вывод о необходимости знания грибов, особенно ядовитых и съедобных, а также способов их заготовки впрок.

При изучении плесневых грибов выясняется их использование в медицине, показывается роль в природе и народном хозяйстве. Многие учащиеся знают пенициллин, его применение для лечения раненых в Великую Отечественную войну. Чувство гордости за науку испытывают учащиеся при кратком изложении исследований отечественных ученых в создании пенициллина, выведении ими высокопродуктивных форм.

Учащиеся видели плесень на гниющих растениях, поэтому делают правильный вывод об их роли в разложении органических веществ. Известно школьникам и о том, что в быту часто плесневеет хлеб, кожаные изделия, шерстяные вещи, если они хранятся в сыром, непроветриваемом помещении. Учащиеся приходят к выводу, что плесневые грибы не только полезны, но и наносят ущерб экономике, если не вести с ними борьбу, особенно при хранении картофеля, овощей, зерна. Краткое знакомство школьников с технологией хранения овощей (обработка химическими препаратами, создание Определенного воздушного режима) позволяет заострить внимание учащихся на вопросах экономики.


Страницы биологии:

Целостность процесса воспитания и обучения биологии
Деятельность учителя по воспитанию личности на уроках биологии
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Общее знакомство с цветковыми растениями»
Практическая работа на уроках по изучению цветковых растений
Особое внимание следует уделить изучению связи между органами растений
Тема «Клетка»
Тема «Семя»
Тема «Корень»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии