Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


На уроке по теме «Природные сообщества»

Следующий урок посвящается вопросу о применении учения Ч. Дарвина для объяснения исторического развития животного мира, о роли изменчивости в борьбе за существование и естественного отбора в этом процессе.

Затем проводится фронтальная беседа по следующим вопросам: почему биологическое состязание между особями одного и того же вида протекает особенно сильно? В чем выражается у животных более высокая организация млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?

Последние два урока курса зоологии вносят большой вклад в формирование диалектического понимания явлений в природном сообществе, осознание необходимости охраны природы, они позволяют выявить отношение учащихся к вопросам взаимоотношений между растениями, животными и человеком.

На уроке на тему «Природные сообщества» раскрываются взаимоотношения между организмами на примере местного природного сообщества, знакомого учащимся (лес, луг, водоем). Желательно провести во внеурочное время экскурсию в природу и на уроке опираться на знания, полученные на экскурсии.

На уроке в процессе беседы используются различные таблицы (5 изображением растений и животных, гербарные материалы, чучела животных, репродукции картин. Формирование знаний ведется в таком порядке: сначала выясняется, какие виды растений и животных находятся в данном сообществе; перечисляются и показываются наиболее известные виды; сообщается о некоторых их биологических особенностях. Затем ставятся вопросы: каковы взаимосвязи в данном сообществе между растениями и животными? Какие животные растительноядные, в чем их зависимость от растений? Какова зависимость растений от животных? Каковы взаимоотношения между разными видами животных в сообществе?

Анализируется несколько конкретных примеров (отношение хищника и жертвы, хозяина и паразита). Затем обсуждается вопрос о биологическом состязании особей одного вида.

На следующем этапе внимание школьников привлекается к проблеме регулирования численности видов в сообществе. Учащимся предлагается ответить, что произойдет с численностью жертв, если возрастет число хищников. Как это затем повлияет на хищников? Подчеркивается важность сохранения динамического равновесия, отмечается санитарное значение хищников, которые уничтожают больных животных. Поэтому на вопрос об отрицательных последствиях полного уничтожения хищников в биоценозах учащиеся, как правило, отвечают верно.


Страницы биологии:

Целостность процесса воспитания и обучения биологии
Деятельность учителя по воспитанию личности на уроках биологии
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Общее знакомство с цветковыми растениями»
Практическая работа на уроках по изучению цветковых растений
Особое внимание следует уделить изучению связи между органами растений
Тема «Клетка»
Тема «Семя»
Тема «Корень»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии