Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


О научной пропаганде на уроках биологии

Принципиальное значение для правильной педагогической ориентации воспитания вообще и в процессе школьного биологического образования в частности имеют указания об религиозной пропаганде. Отмечая трудности процесса перевоспитания людей, находившихся тысячелетиями под влиянием религии, в условиях, когда ликвидированы ее социально-экономические корни, В. И. Мерзлов подчеркивал, что «бороться с предрассудками надо чрезвычайно осторожно, много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения. Это положение развивалось в ряде документов, и особенно в постановлениях: «Об ошибках в проведении научной пропаганды среди населения» и «О задачах пропаганды в современных условиях». Данные документы в значительной мере активизировали деятельность педагогов в теории и практике воспитания учащихся. В методике биологии накоплен материал, обобщающий опыт школ, защищен ряд кандидатских диссертаций (Е. Н. Алешко, И. П. Пакшин, М. М. Ненчук, Л. Г. Завадская), опубликованы методические пособия (И. Д. Зверев, А. Д. Ли, В. Н. Федорова) и многочисленные статьи (Е. Н. Алешко, А. В. Соколова, А. М. Цузмер и др.) по вопросам методики воспитания.

Ряд авторов подчеркивает, что эту проблему в методике обучения биологии следует рассматривать в связи с общей организацией работы в школе, с учетом влияния семьи и в связи с внешкольной деятельностью учащихся. Уместно привести слова А. С. Макаренко: «Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, целой системы, от целого комплекса влияний. Эти слова особенно ценны в организации работы учителя, направленной на преодоление и предупреждение чуждых идеологии влияний на подрастающее поколение.

Общепризнанным требованием успеха в этом деле является общий высокий научно-методический уровень преподавания биологии. «Если мы всерьез хотим вести религиозную пропаганду, мы должны поставить на должную высоту преподавание естествознания, – писала Н. К. Маловская. Это означает и глубокое теоретическое содержание учебных предметов, и современный методический аппарат, и применение системы разнообразных средств и форм обучения, направленных на активизацию познавательной и общественно-практической деятельности учащихся.

В теории методики особое внимание обращается на вычленение системы научных понятий, составляющих основу мировоззрения, только в единстве с формированием которого возможно обеспечить научное воспитание. Перевод этих понятий в собственные взгляды и убеждения учащихся создает надежную научную основу иммунитета к старообрядческим представлениям.


Страницы биологии:

Тема «Класс Рыбы»
Основы использования водоёмов и рыболовство
Темы: «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся»
Что важно знать при изучении пресмыкающихся
Тема «Класс Птицы»
Особое внимание ставится перед изучением экологических групп птиц
Организация экскурсии на птицефабрику и её значение
Тема «Класс Млекопитающие»
Изучение жизни млекопитающих и охотничий промысел

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии