Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Тема: Обмен веществ и превращение энергии в клетке

На уроке, связанном с изучением пластического и энергетического обмена, учащиеся узнают о зависимости одного процесса от другого и рассматривают их как пример взаимосвязи в клетке, единства и борьбы противоположностей. Для понимания этого учитель предлагает сравнить процессы пластического и энергетического обмена, заполнить таблицу.

С помощью учителя школьники приходят к выводу, что обмен веществ и превращение энергии в клетке служит примером проявления в живой природе всеобщего принципа единства и борьбы противоположностей. Благодаря противоположно направленным процессам пластического и энергетического обмена осуществляется целостный, единый процесс обмена веществ.

На уроке, посвященном энергетическому обмену, учащиеся получают задание: выяснить реальные источники энергии в клетке, раскрыть ее значение Для жизнедеятельности организма. При выполнении задания школьники используют знания об окислении глюкозы, поэтапном ее расщеплении с участием комплекса ферментов до углекислого газа и воды, синтеза за счет освобожденной энергии молекул АТФ – аккумуляторов энергии. Заключенная в молекулах АТФ энергия в дальнейшем используется во всех процессах жизнедеятельности.

Учитель подчеркивает, что энергетический обмен протекает во всех клетках сходным образом, и просит учащихся сделать научные вывод. Учащиеся истолковывают этот факт как доказательство материального единства органического мира, родства всех живых существ.

Установлению взаимосвязей в клетке способствует постановка ряда вопросов для закрепления знаний: покажите связь между строением и функциями митохондрий, лизосом; покажите связь между этапами энергетического обмена; докажите, что процесс пластического обмена не может идти без энергетического обмена. При - обсуждении подобных вопросов учащиеся приходят к выводу, что в клетке, как и во всей живой природе, все процессы взаимосвязаны.

Принцип взаимосвязи и причинной обусловленности явлений, перехода количественных изменений в качественные проявляется при анализе химизма и энергетики фотосинтеза. Учащиеся узнают о преобразовании световой энергии Солнца в химическую с помощью хлорофилла в процессе фотосинтеза. При рассмотрении данного процесса учитель обращает внимание на переход количественных изменений в качественные: энергия видимых лучей спектра участвует в фотосинтезе, фотоны света выбивают электрон из молекулы хлорофилла и передают ему определенную порцию энергии, способную осуществить синтез молекул АТФ, в то время как энергия инфракрасных лучей недостаточна, чтобы выбить электроны из молекулы хлорофилла, а ультрафиолетовых – избыточна для осуществления реакций фотосинтеза. Так, рассмотрение химизма и энергетики фотосинтеза позволяет показать переход световой энергии в энергию химических связей.

Школьники по заданию учителя устанавливают факторы, от которых зависит интенсивность фотосинтеза, а значит, урожайность растений. Они отмечают необходимость для фотосинтеза световой энергии, углекислого газа, положительной температуры, хорошо развитых листьев, содержащих хлорофилл, и делают вывод о взаимосвязи растений со средой обитания, о проявлении причинно-след- ственных связей. Взаимосвязь учащиеся устанавливают также на примере строения и функций хлоропластов.

На данном уроке важно сосредоточить внимание учащихся на познаваемости биологических процессов. Для этого учитель кратко сообщает историю исследования фотосинтеза. На основе рассказа школьники в состоянии самостоятельно сделать вывод о постепенном проникновении науки в механизм фотосинтеза. Сначала были выяснены только внешние стороны фотосинтеза – какие вещества используются и какие образуются, необходимость света для этого процесса. В настоящее время известно, какие биохимические реакции характерны для фотосинтеза, как преобразуется световая энергия в химическую, где протекают эти процессы, какова роль хлоропластов и хлорофилла в них и др.


Страницы биологии:

Целостность процесса воспитания и обучения биологии
Деятельность учителя по воспитанию личности на уроках биологии
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Общее знакомство с цветковыми растениями»
Практическая работа на уроках по изучению цветковых растений
Особое внимание следует уделить изучению связи между органами растений
Тема «Клетка»
Тема «Семя»
Тема «Корень»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии


olive oil distributors . college homework help . free punjabi songs