Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Обобщение знаний о взаимосвязях между органами растений и их связи со средой обитания

В процессе работы учащиеся приходят к выводу, что между клетками, тканями, органами существуют различные связи. Например, учащиеся раскрывают функциональные связи между тканями в органами в процессе питания, они указывают на выполнение органами различных функций и их роль в питании растений.

Важно, однако, чтобы учащиеся не только знали о связях, но и умели объяснить значение связей в поддержании целостности растительного организма. Для обобщения знаний взаимосвязей биологических явлений учащиеся могут составить схему и отразить в ней связи между тканями, органами, организмом и средой, осуществляемыми в процессе фотосинтеза.

По заданию учителя школьники на основе знаний целостности растительного организма обосновывают вред, наносимый растению сбором весной сока, срыванием листьев, цветков, формулируют выводы об охране растения как целостного организма. Учащиеся обосновывают причинную обусловленность биологических процессов, указывают на приуроченность их к определенным органам и тканям, делают вывод о целостности в функционировании организма.

В заключение урока учащимся предлагается на основе заполнения таблицы обобщить знания о единстве цветковых растений, их родстве.

Учащиеся делают вывод, что все цветковые растения имеют сходное внешнее и внутреннее строение, сходный химический состав, что свидетельствует об их единстве и родстве.

При обобщении знаний основных функций растительного организма, его связи со средой решаются задачи экологического, экономического и трудового воспитания. Для систематизации знаний индивидуального развития растений и их связи со средой учитель просит вспомнить, с какого процесса начинается развитие растения. В ходе обсуждения вопроса учащиеся называют оплодотворение, в результате которого образуются семена. Сравнение оплодотворенной яйцеклетки, семяпочки с семенем показывает существенные различия между ними и позволяет сделать вывод об изменении организма в процессе индивидуального развития. Воспроизводятся знания о причинах роста органов: деление и рост клеток, из которых формируются ткани и органы.

Школьники называют следующий этап развития – прорастание семян – и, сравнивая семена с проростками, убеждаются, что растение претерпело сильные изменения. Повторяются знания функций проростка: питания, дыхания, роста; отмечается необходимость для их протекания определенных условий. Для характеристики следующего этапа индивидуального развития учащиеся сравнивают проросток со взрослым растением и выявляют основные изменения, называют процессы жизнедеятельности и необходимые условия среды, делают вывод о взаимосвязи организма со средой обитания. Аналогичным образом школьники анализируют этапы цветения и плодоношения. Важным условием формирования научного мировоззрения учащихся является систематическое изучение качества усвоения мировоззренческих вопросов. Так, с помощью ряда вопросов школьники повторяют материал о процессах жизнедеятельности растительного организма, развитии растения из семени и делают мировоззренческие выводы. Например, учащиеся должны раскрыть, какие изменения претерпевает растение в процессе развития: в период прорастания семян, формирования органов, цветения и плодоношения, – какие условия необходимы растению в эти периоды, в чем сходство, единство этапов развития всех растений. При этом используются знания взаимосвязей органов, организма и среды для доказательства целостности растительного организма, всеобщего характера взаимосвязи биологических явлений.

Обобщению знаний о причинной обусловленности биологических явлений способствует заполнение учащимися таблицы, в которой в одной графе даны процессы жизнедеятельности (фотосинтез, дыхание), а в другой – необходимые условия. В заключение дается вывод, что все процессы жизнедеятельности протекают при наличии необходимых условий и зависят от объективных причин.


Страницы биологии:

Применение знаний об условиях обитания растений для повышения урожайности
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Основные группы растений»
Знакомство учащихся с жизнью водорослей и бактерий
На что следует обращать внимание учителю во время изучения темы «Грибы»
Особенности изучения дрожжей и лишайников
Изучение мха, папоротникообразных и хвойных растений путём сравнения
Тема «Развитие растительного мира на Земле»
Тема «Растительные сообщества»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии