Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Основы генетики и селекции

Содержание раздела имеет большие возможности для раскрытия материальной сущности явлений наследственности и изменчивости, познания диалектики живой природы, а также для идейно-патриотического, трудового, экономического и экологического воспитания учащихся.

Тема «Основные закономерности наследственное». Уже на первом уроке по теме учащимся предлагается сопоставить свойства организмов – наследственность и изменчивость и выявить проявление диалектики в живой природе. Учащиеся анализируют определения, конкретные примеры и приводят к выводу, что свойства наследственности и изменчивости противоположны по своей сущности и их проявлению – наследственность обеспечивает стабильность признаков, а изменчивость нарушает ее. Значит, в этих свойствах проявляется принцип диалектики – единства и борьбы противоположностей. Усвоение учащимися этого мировоззренческого вывода проверяется с помощью задания; найти случаи проявления единства наследственности и изменчивости в живой природе, обосновать этот вывод. Учащиеся приводят примеры изменчивости, которая передается по наследству, и делают вывод, что подобные явления возможны лишь потому, что оба свойства организма выступают в единстве.

Краткий экскурс в историю развития генетики дает возможность отметить сложный путь познания сущности наследственности и изменчивости, закономерностей их проявления. В то же время он способствует формированию убеждения учащихся в познаваемости биологических явлений, сложность которых лишь удлиняет и затрудняет путь познания, но не опровергает познаваемость живой природы.

Учитель предлагает в связи с этим вспомнить историю развития эволюционного учения, цитологии, учения- о фотосинтезе и использовать эти знания для доказательства познаваемости сущности биологических явлений. Школьники говорят о том, что границы познания клетки, процессов жизнедеятельности, наследственности и изменчивости расширялись постепенно, ученые все глубже проникали в сущность биологических явлений и тем самым опровергали взгляды идеалистов о непознаваемости мира.

На уроках, посвященных изучению законов наследования и их цитологических основ, учитель обращает внимание на методы исследования наследственности и изменчивости, среди которых большая роль принадлежит эксперименту, позволившему Г. Менделю сформулировать основные законы наследования. Экспериментальный метод исследования дает науке доказательства, факты, неопровержимо свидетельствующие о проявлении той или иной закономерности.

Уместно ознакомить учащихся с идеями по этому вопросу. Он отмечал, что экспериментально апробированные естественнонаучные теории не несут «ответственности» за ту или иную философскую их интерпретацию. До открытия законов наследования их цитологической сущности имело место идеалистическое толкование наследственности. Идеалисты рассматривали наследственность как нематериальное свойство жизни.

Знание учащимися вопросов цитологии, понятия гена дает учителю право поставить перед ними задачу – доказать, что в организме имеются реальные структуры – носители наследственности, – что от их действия зависит проявление законов наследования. Учащиеся в ответах рассказывают о гене, его строении, самовоспроизведении, роли в биосинтезе белков, обосновывают зависимость от них основных свойств клеток, организмов. Так они доказывают большую роль генов в формировании признаков организма, делают вывод о генах как реальных частицах клетки, имеющих химическую природу.


Страницы биологии:

Законы наследования и понятие генотипа
Тема «Закономерности изменчивости»
Генетическая природа мутаций и сущность явления наследственности
Значение изучения генетики и её гигиенический характер
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Селекция – выведение новых сортов растений и пород животных
Селекция микроорганизмов – получение новых штаммов
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии
Что способствует развитию агроценозов в деятельности человека

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии


Завод "Каменный век" - производитель тротуарной плитки в Москве.