Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Особенности изучения дрожжей и лишайников

В связи с изучением дрожжей учитель подчеркивает большое значение промышленного производства кормовых дрожжей – богатого белками ценного корма для скота. Отмечается экономическая эффективность производства кормовых дрожжей из отходов других производств, из дешевых источников сырья. Раскрытие путей использования дрожжевых грибов в хлебопечении также позволяет заострить внимание на экономической эффективности производства.

Наиболее отчетливо освещаются вопросы экономики при ознакомлении учащихся с грибами-паразитами, которые повреждают посевы культурных растений и снижают урожай зерновых (спорынья, головня), картофеля (фитофтора), винограда (филоксера), В связи с этим учитель раскрывает огромное значение мер борьбы с грибами: обработка семян химическими препаратами перед посевом, опрыскивание химикатами очагов поражения грибами, выведение новых сортов, устойчивых к этим заболеваниям. Все это ведет к сохранению урожая, вносит вклад в экономику страны.

При изучении лишайников учащиеся еще раз обращаются к явлению симбиоза, на примере которого раскрывают проявление взаимосвязи и причинной обусловленности в живой природе. Ознакомление со строением лишайника позволяет учителю заострить внимание на его двойственной природе: с одной стороны, водоросль получает от гриба воду и минеральные вещества, а с другой – использует в пищу создаваемые водорослью органические вещества. Однако гриб иногда выступает как паразит по отношению к водоросли.

Целесообразно сообщить учащимся об открытии во второй половине XIX в. природы лишайника русскими учеными, обосновавшими его неприхотливость, широкую приспособленность к жизни в разнообразных условиях, в том числе и к пустыне, где встречается съедобный лишайник.

В связи с раскрытием роли лишайников в питании оленей в тундре учащиеся узнают о крайне медленном росте лишайников. Школьникам предлагается определить, сколько понадобится лет на отрастание лишайника на местах, по которым проехал трактор, если за год он вырастает на 1 – 3 мм. Учащиеся убеждаются в необходимости заботливого отношения к природе тундры, обсуждая меры но ее защите (регулируемый выпас оленей, упорядоченное передвижение транспорта).

По рисункам, таблицам учитель предлагает сравнить внутреннее строение бактерий, водорослей, грибов и лишайников и выявить их единство, сделать вывод о его значении. Школьники самостоятельно приходят к выводу о родстве этих групп живой природы.

В процессе изучения всех остальных групп растений также устанавливаются взаимосвязи строения и функций, организма и среды обитания, раскрываются причинно-следственные связи, уделяется внимание всеобщему принципу развития, естественному характеру усложнения организации в направлении приспособления к новым средам обитания.


Страницы биологии:

Целостность процесса воспитания и обучения биологии
Деятельность учителя по воспитанию личности на уроках биологии
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Общее знакомство с цветковыми растениями»
Практическая работа на уроках по изучению цветковых растений
Особое внимание следует уделить изучению связи между органами растений
Тема «Клетка»
Тема «Семя»
Тема «Корень»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии