Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы

Патриотический лейтмотив пронизывает рассказы учителя о замечательных русских ученых. Сильное воспитательное влияние оказывает, например, рассказ о работах Л. А. Орбели, его опытах на себе, выясняющих влияние атмосферного давления на организм. Доклад о достижениях профессора В. Н. Шамова в области переливания крови вызывает у школьников чувство симпатии к замечательному ученому. Глубокий интерес вызывает у школьников рассказ о выдающихся русских хирургах: П. Д. Куприянове, Ф. Г. Углове, об отце и сыне Вишневских и др. Особенно ценно в воспитательном отношении ознакомление учащихся с успехами космической физиологии, которая изучает физиологические функции и влияние экстремальных факторов на организм в условиях космоса, разрабатывает условия нормальной жизнедеятельности космонавтов, создает способы регистрации и контроля с Земли за их состоянием во время полетов. Убедительные выводы об успехах отечественной биологии и ее вкладе в мировую науку можно сделать на основе доступного для учащихся анализа новых открытий в науке. С этой целью многие учителя систематически используют научно-популярную периодику, накапливают материал о новинках биологической науки из журналов и газет, включают в уроки информацию из различных источников современных средств коммуникации. Важно показать основные направления развития биологии в нашей стране, определенные постановлениями: «О мерах по дальнейшему развитию биологической науки и укреплению ее связей с практикой» – постановление и Совета Министров («Правда» от 25 января 1965 г.), «О мерах по ускорению развития молекулярной биологии и молекулярной генетики и использованию их достижений в народном хозяйстве» – постановление и Совета Министров (19 апреля 1974 г.), «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» – постановление и Совета Министров (25 декабря 1972 г.).

Формирование гражданско-патриотических мотивов отношения к природе естественно связано с чувствами любви к Родине и проявляется как в личной культуре поведения человека в природе, так и в его общественной ответственности за ее охрану в процессе трудовой деятельности. Любовь к родной природе всегда рассматривается как составная часть патриотизма.

Патриотический аспект формирования отношений к природе обусловлен оценкой социальной значимости природы для гармоничного развития общества. Социально-классовая сущность понимания ценности природы выражается в отношении к ней как общегосударственному богатству, общенародному благу и достоянию, социально-экономической и нравственной основе общества.

Таким образом, высокая гражданско-патриотическая ответственность – основа нравственно-этических норм отношения человека к природе, которое формируется в процессе эмоционально-эстетического, интеллектуально-познавательного восприятия природы. В конечном итоге отношение к природе выражается в практически преобразующей деятельности, которая регулируется системой мотивов, включающих прежде всего гражданско-патриотические. «Любовь к Родине невозможна без любви к родной природе», – писал К. Паустовский. В теории методики и практическом опыте школ в такой постановке задач патриотического воспитания рассматривается приобщение учащихся к идеям и делам охраны природы, что бесспорно правильно. Вместе с тем раскрытие естественнонаучных основ охраны природы в процессе преподавания биологии не может отрываться от ее характеристики как социальной проблемы. Учащимся необходимо показать, что взаимодействие общества и природы строится не только на основе знаний о закономерностях природных взаимосвязей, но и обусловливается определенными классово-политическими условиями общества. Патриотическое звучание приобретает показ преимуществ современной системы перед патриархальной во всей стратегии природопользования. Проблема охраны природы является общепланетарной, и решение ее требует международных усилий. Содружество стран в области охраны природы дает пример такой интернациональной солидарности. Борьба прогрессивных сил капиталистических стран за принятие действенных мер по защите природной среды стимулирует международное сотрудничество в этой области и поэтому приобретает интернациональное значение.

В методической литературе отражен большой опыт школ по организации общественно полезной деятельности учащихся в области охраны природы родного края. Общественно полезный труд закрепляет в сознании молодого человека высокий нравственный долг бережного отношения к природе нашей прекрасной Родины, развивает стремление внести свой посильный вклад в ее общее благо.


Страницы биологии:

Трудовое воспитание школьников
Воспитание бережливости (экономическое воспитание)
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Опыт Сухомлинского об использовании природы для нравственного и эстетического воспитания школьников
Воспитание ответственности личности перед природой
Нравственно-эстетическое воспитание
Природа как источник красоты
Связь красоты природы с искусством
Взаимосвязь науки и искусства

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии