Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Особое внимание ставится перед изучением экологических групп птиц

На уроке, посвященном происхождению птиц, учащиеся впервые встречаются с понятием «ископаемая переходная форма». Урок по этой теме обычно проходит на высоком эмоциональном уровне. Вот фрагмент урока, проведенного в школе № 204 Москвы.

Учительница начала урок с демонстрации таблицы и кадров диафильма о происхождении птиц – первоптицы и рассказала о находке. Затем ставится проблемный вопрос: что за животное? Учащиеся начинают спор: одни доказывают, что это птица, другие настаивают на том, что это летающая ящерица, третьи говорят о промежуточности этого организма между ящерицей и птицей. Затем учительница рассказывает об эволюции лазающих пресмыкающихся, о возникновении от них птиц. Учащиеся сами рассказывают о приспособленности птиц к полету, отмечают значение такого способа передвижения для процветания этого класса.

В заключение урока ставится вопрос: почему считают, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, а не наоборот, пресмыкающиеся от птиц? Учащиеся в оживленной беседе в качестве аргументов правильного положения приводили анатомо-морфологические, палеонтологические и эмбриологические доказательства.

Существенный вклад в экологическое воспитание дают уроки, посвященные изучению экологических групп птиц. Важно обратить внимание на совершенство формы и окраску птиц. Школьников интересует этот материал, но важно не перегрузить их излишней информацией о многообразии птиц, примерами экзотических, редких птиц, поражающих воображение школьников, а сосредоточить внимание на птицах родного края.

Целесообразно на местном материале раскрыть значение птиц в биоценозах, выявить пищевые и другие связи, показать роль птиц в народном хозяйстве, назвать виды птиц, особо нуждающихся в охране. Учителя обращают внимание детей на недопустимость разорения гнезд, убийства птиц из рогаток. На учащихся производят большое впечатление сведения о пользе птиц, важности их для экономики народного хозяйства. Так, в Западной Сибири пара соколов за период выкармливания птенцов истребляет около 180 сусликов и 90 мышей, а пара кречетов-балобанов уничтожает до 1000 сусликов, сберегая полторы тонны зерна. Велика роль птиц в охране лесов, садов и огородов от вредных насекомых.

Но человеку не только экономически выгодно сохранение птиц в природе и разведение их в народном хозяйстве; птиц приятно видеть и слушать во время отдыха, они оживляют и украшают природные ландшафты. Стало традицией в школах проводить День птиц, к которому приурочиваются вечера, посвященные вопросам экологии и пользы птиц, готовятся художественные выступления. Существенно, что к этим праздникам учащиеся тщательно готовится – строят гнездовья, подкармливают птиц зимой. Работа ведется под руководством учителя биологии или подготовленных вожатых и в пионерских лагерях, где организуются экскурсии в окружающую природу.

В некоторых школах ведется большая работа по подкормке птиц зимой. В кабинетах биологии вывешиваются рекомендации, чем и как надо кормить зимой синиц, чижей, воробьев, галок, голубей.


Страницы биологии:

Целостность процесса воспитания и обучения биологии
Деятельность учителя по воспитанию личности на уроках биологии
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Общее знакомство с цветковыми растениями»
Практическая работа на уроках по изучению цветковых растений
Особое внимание следует уделить изучению связи между органами растений
Тема «Клетка»
Тема «Семя»
Тема «Корень»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии