Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся

В курсе VIII класса при изучении темы «Развитие человеческого организма» целесообразно осветить следующие вопросы: а) воспроизведение организмов; б) половые клетки и сущность оплодотворения; в) особенности развития детского и юношеского организма и значение физкультуры и спорта для укрепления организма.

Эти вопросы рассматриваются в преемственной связи с предшествующими учебными предметами. Учащиеся подводятся к выводу о том, что существование вида прекратилось бы, если бы организмы были не способны к воспроизведению. Повторяются знания о различных способах размножения у растений и животных, о сущности полового размножения. Обобщенный положительный опыт учителей показал, что учащиеся с интересом принимают участие в беседе, когда идет повторение знаний о размножении высших млекопитающих. В беседе выясняется сходство в строении органов размножения млекопитающих и человека. В общих чертах с помощью таблиц давалась краткая характеристика развития плода. Подчеркивалось, что развитие плода зависит от состояния материнского организма. Организм женщины приспосабливается к беременности й предстоящим родам.

При характеристике основных возрастных периодов жизни человека учитель обращает внимание учащихся на изменение организма в связи с половым созреванием. Эти признаки дополняются понятием психологической и социальной зрелости как показателен истинной половой зрелости. Краткое изложение этого вопроса вытекает из системы развиваемых биологических понятий, раскрываемых в аспекте нравственных норм, регулирующих поведение человека. Их содержание излагается соответственно пособию для учащихся, дополняющему учебник. Вопросы гигиены пола связаны с нравственно-этическими правилами поведения мальчиков и девочек.

В ряде школ школьный врач в старших классах проводит беседы с девушками на тему «Гигиена девочки», в которых принимает участие и учительница биологии. Подобные беседы выходят за рамки чисто гигиенических тем и касаются как физиологических вопросов превращения девочки в девушку, так и нравственной стороны поведения девушки.

Наиболее трудно проводить подобные беседы с мальчиками. Это объясняется тем, что чаще всего школьные врачи, учителя – женщины, да и содержание таких бесед не разработано в методической литературе. Наиболее интимными в этих беседах являются вопросы о половом чувстве, вреде раннего вступления в половую связь, некоторых половых отклонениях. Для беседы с мальчиками желательно пригласить врача-мужчину. И в этой беседе надо подчеркнуть, что взаимоотношения людей регулируются прежде всего этическими нормами. Уместны слова В. И. Мерзлова, который в беседе с Кларой Цеткин, в частности, говорил: «Несдержанность в половой жизни буржуазна: это признак разложения... Самодисциплина, самообладание – не рабство: они необходимы и в любви».

Важно объяснить юношам причины разрыва между физиологическим созреванием и гражданской зрелостью, что воздержание молодых людей от половой жизни не только желательно, но и полезно и не имеет отрицательных последствий.

«Половое чувство, если не возбуждать его преждевременно всякими раздражителями, будет также находиться в состоянии относительного покоя». Исходя из тезиса о подчинении полового чувства человека сознанию, учитель или врач раскрывает условия здоровой жизни юноши (увлеченность учебой и трудом, общественная деятельность, личная гигиена, режим дня, занятия спортом).

Половое воспитание учащихся следует осуществлять учителю биологии в контакте с учителями литературы и физического воспитания, с классным руководителем, родителями. Так, на уроках литературы при анализе ряда художественных произведений раскрываются высокие идеалы любви, дружбы, верности. Важно, чтобы биологические знания вступили в связь с нравственными чувствами и убеждениями учащихся. Учитель физического воспитания, формулируя физические качества и навыки, развивая интерес учащихся к занятиям физкультурой и спортом, способствует укреплению здорового навыка владения половым чувством. Учителю биологии следует раскрыть физиологическую основу физкультуры и спорта, их значение для развития юношеского организма, особенно в период полового созревания. Вопросы полового просвещения и воспитания учащихся необходимо систематически включать в беседы с родителями и готовить физиологически и педагогически грамотно их решение в условиях семейного воспитания.

Следовательно, половое воспитание учащихся с учетом специфики биологических предметов возможно осуществлять прежде всего, как воспитание культуры социальной личности.


Страницы биологии:

Целостность процесса воспитания и обучения биологии
Деятельность учителя по воспитанию личности на уроках биологии
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Общее знакомство с цветковыми растениями»
Практическая работа на уроках по изучению цветковых растений
Особое внимание следует уделить изучению связи между органами растений
Тема «Клетка»
Тема «Семя»
Тема «Корень»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии