Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Пришельцы с востока

Современные народы Средней Азии – казахи, киргизы, узбеки, туркмены, каракалпаки почти все тюрко-язычны. Только таджики говорят на одном из языков иранской ветви – таджикском. А ведь в глубокой древности племена и народности Средней Азии и Казахстана принадлежали к индоевропейской группе. Каким же образом из ирано-язычных племен» и народностей образовались современные тюрко-язычные народы? Очевидно, это было связано с процессом вторжения на территорию Средней Азии и Казахстана иных племен и народностей, носителей тюркского языка. На этот вопрос отвечают не только данные письменных источников, не только языкознание, занимающееся историей языка, но и археологи; в частности ответ на эту тему дают некоторые результаты исследований нашей экспедиции.

В среду местных племен Средней Азии и Казахстана издавна проникали сначала из Центральной Азии, а затем и Южной Сибири племена, восточные по отношению к Средней Азии. Как показали исследования Пазырыкских курганов Алтая, уже во второй половине I тысячелетия до н. э. племена Алтая были связаны со Средней и Передней Азией; в последнем случае связи шли, очевидно, через Бактрию и Парфию. Не случайно на диком Улаганском нагорье (Алтай) в «княжеских» погребениях были найдены памятники культуры, происходившие из Ассирии и Персии. Эти связи Южной Сибири и Центральной Азии со Средней Азией отмечались археологами и для более древних эпох. Укажем еще, что в местах поселений в Казахстане и на Тянь-Шане конца II и I тысячелетий до н. э. археологами были обнаружены вещи так называемой карасукской культуры, выделывавшиеся по китайским образцам.

Жители Средней Азии и Казахстана были относительно высокого роста, с сильно развитой мускулатурой ног (ведь они были пешими пасгу хами), с относительно вытянутым лицом, светлой окраской кожи, волос, глаз. Эти люди, как уже было сказано, говорили на одном из индоевропейских языков – на языке северном, иранском (по другой терминологии – на северо-восточном, иранском). Они имели свою самобытную культуру. И вот в памятниках рубежа нашей эры особенно ясно начали выступать черты культуры совсем иного происхождения, несвойственные древней культуре Средней Азии и Казахстана. Начал проявляться антропологический тип, свидетельствующий об ином физическом облике, уже не европеоидном, а монголоидном. Правда, и в физическом типе и в археологических находках ощущалась смешанность пришельцев с местным населением. Об этом говорят памятники, открытые во многих пунктах восточной части Средней Азии, преимущественно по Тянь-Шаню и его отрогам, в Алае и Ташкентском оазисе. Наиболее ярким из них оказался древний могильник в верховьях реки Талас (Киргизия), на берегах его правого притока – реки Кенкол. По названию раскопанного нами могильника аналогичные памятники называются памятниками кенкольской культуры (памятники кочевников I – II веков н. э.). Что это за памятники? Мягкая земляная насыпь кургана, порой незаметная для неспециалиста. В насыпи – жертвенный очаг, иногда – ритуальное погребение собаки, иногда – сосуд, тоже, очевидно, с культовой пищей. После снятия насыпи мы обнаруживали узкий коридор, так называемый дромос, уходящий в глубь материковой почвы. Дромос подводил к входу, закрытому каменной плитой, деревянным заслоном, сделанным из прутьев облепихи (колючий кустарник), а иногда и просто большими комьями глины. За этой своеобразной «дверью» скрывалось выбитое в плотных лессовидных суглинках помещение – могила. Обычно такие погребения археологи называют катакомбами. В катакомбах и находились погребения пришельцев. Как правило, в Кенколе эти погребения были парные: мужчина и женщина. Одиночными были только женские погребения. Совершенно очевидно, что после смерти мужчины его жена или наложница-рабыня обязана была следовать за своим «господином» в «загробный мир». Пожалуй, самым примечательным было то, что, как показал антропологический материал, это были люди восточного происхождения, так как ясно выступают черты монголоидной расы, и они явно стремились отличить, выделить себя из среды местного населения, с которым они смешивались и культуру которого они воспринимали. Что же они делали для того, чтобы отличить себя и сохранить свое племенное отличие? Они искусственно деформировали себе голову: когда рождался ребенок, на голову ему накладывали тугую повязку, что придавало ей вытянутую, огуречнообразную форму. О том, что это делалось с детства, ясно свидетельствует находка в одной из могил Кенкола черепов двух детей: шести- и двадцатимесячного возраста. В упомянутой катакомбе был погребен молодой мужчина лет двадцати пяти, убитый в бою ударом боевого оружия, клевца, в затылочную часть головы. С ним по традиции была умерщвлена и похоронена его жена лет двадцати. Пришлось в могилу положить в колыбелях и грудных детей (у кочевников мать кормит детей грудью до трех лет). Вот у этих-то детей, которые в свою очередь -сопровождали родителей в «загробную жизнь», и были обнаружены явственные следы деформации черепа.

В погребениях Кенкола очень хорошо сохранились не только изделия из камня, глины, металла и дерева, но и ткани. Особенной удачей для нас было открытие одной катакомбы, где лежали старец лет шестидесяти пяти и молодая женщина лет двадцати пяти. Катакомба была овальная в плане, длиной до 2,5 метра, при ширине немногим больше 1,5 метра, высота свода катакомбы также не превышала 1,5 метра. Погребенные лежали на деревянном помосте из арчевых плах (арча – разновидность древовидного можжевельника, широко распространенного на Тянь-Шане). Помост был перекрыт тонким войлоком; в изголовье лежала трава. Как определили ботаники по остаткам травы, погребение совершалось в апреле. Старик лежал на спине, занимая большую часть помоста. На нем были надеты шелковая рубаха, напоминающая по покрою косоворотку, на воротнике и рукавах которой был вышит растительный узор, шелковые штаны и мягкие бескаблучные сапоги типа современных среднеазиатских ичигов; отворот голенища был украшен красным и синим узором. Нижняя одежда была шерстяная. Лежавшая рядом с ним женщина также была одета в шерстяную нижнюю одежду и шелковую верхнюю. Ее платье было сделано из тончайшего китайского тюля. Достаточно сказать, что платье, имевшее по подолу ширину до 5 метров, в длину 1,5 метра, можно было после реставрации сжать в кулак. Скромное ожерелье из стеклянных бус и незамкнутое кольцо из низкопробного серебра дополняли ее наряд. Но самым тяжелым и вместе с тем выразительным зрелищем был шелковый треугольный платок, закрывавший ее лицо. Женщина была задушена: глаза вышли из орбит и отпечатались на этом шелковом платке, которым была закрыта ее голова при умерщвлении. Она лежала в полусогнутом положении на одной из досок помоста около старца, в руках которого был только деревянный посох. У изголовья рядом с женщиной стояла утварь из дерева и глины: деревянное блюдо, на котором лежали оладьи из проса, деревянная кружка, скрепленная по трещинам бронзовыми заплатками, веретено с каменным пряслицем, курильница и другие домашние вещи.

В могилах воинов лежали сложносоставные луки с костяными накладками, вьючные глиняные фляги, стрелы длиной до 80 сантиметров, либо с маленькими железными втульчатыми, либо с большими черенковыми костяными наконечниками, остатки седел, щитов и т. д.


По следам древних культур:

Письменные источники о культуре в Кенколе
Основные черты культуры кочевников Семиречья
В просторах степей
Согдийцы пришли с запада
Памятники согдийцев в Семиречье
Уйгуры – народец ещё тот
Жизнь древних городов Семиречья
За стенами тесных городов рыщут алчные кочевники
Картина жизни хана западно-тюркского кагана
Накануне (X – XII века)

По следам древних культур:
Содержание
Археологи на строительстве
Кладбище вымерших млекопитающих
Хозяйство поселения
Особенности городецкой и пьяноборской культуры
Расцвет и падение города Болгары
Древние охотники и рыболовы Заволжья
Поздние кочевники степей Заволжья
К истории изучения ананьинской культуры
Сравнение археологических находок ананьинского времени
Исследователи древностей Урала
Работа в шахтах в древности
В поисках первых обитателей дальнего востока
Изучая найденные сосуды амурских племён
В стране племени Илоу
Мир кочевников западного и восточного Памира
Кочевники Тянь-Шаня
Пришельцы с востока
В просторах степей
Кобадианский оазис
Города древней Бактрии