Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Решение задач воспитания и развития личности в процессе обучения биологии

Диалектика природы, которую постигает научное знание, развивает ум школьника, его мышление, внимание, память, разностороннюю созидательную деятельность. Применение ряда положений психологии в методике преподавания биологии позволяет повысить роль этого предмета в психическом развитии школьника, его творческих способностей.

Психологическая теория деятельного подхода ориентирует учителя на формирование практически ценных видов деятельности ученика, развитие у него общественно значимых ценностных ориентаций и мотивов отношения к реальной действительности. Регулятором отдельных поступков, действий и поведения в целом является система идейных, нравственных, научных взглядов и убеждений, которые опираются на знание объективных закономерностей реального мира.

Таким образом, учитель биологии, исходя из общих положений педагогики и психологии воспитания целостной личности и используя конкретные возможности учебного предмета, решает общие цели и задачи образования и воспитания учащихся.

Реализация взаимосвязей обучения, развития и воспитания в системе школьного биологического образования опирается на комплексный подход в формировании личности Это означает прежде всего опору на целостные интегративные свойства личности, а не только на ее отдельные качества. Важно в педагогическом воздействии использовать взаимосвязь эмоциональной и рациональной сферы личности, т. е. целенаправленно влиять на ум и сердце учащихся. Существенную роль играет согласованность коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса, а также взаимосвязь руководства этим процессом учителем с саморегуляцией деятельности школьников. Комплексность решения задач воспитания выражается во взаимосвязи всех его элементов. Нельзя обособлять общенаучные мировоззренческие взгляды от воспитания, убеждений, интернациональных и патриотических чувств. Нравственно-эстетические чувства органично сливаются с физическим, гигиеническим и половым воспитанием. Ответственное отношение к природе, как показатель экологической культуры, связано с экологическим и трудовым воспитанием.

Успешное решение задач воспитания и развития в процессе обучения биологии значительным образом зависит от профессиональных и личностных качеств учителя, его творческого отношения к делу, любви к детям, увлеченности своим благородным трудом. В школьной практике, к сожалению, еще немало случаев, когда учащиеся относят биологию к неинтересным учебным предметам, не видят области применения научных знаний, слабо усваивают материал, не осознают мотива учения. Преодолению этих недостатков определенно служат усовершенствование содержания и методов обучения, изжитие формализма в работе, нормализация учебной нагрузки, развитие мотивов положительного отношения школьников к познанию основ научных знаний о живой природе, осознание их места и важности в общей системе школьного образования и в подготовке к труду, к жизни.

Таким образом, биологическое образование включается в общую систему реализации принципов единой, трудовой политехнической школы, призванной воспитывать у школьников привычку и любовь к общественно полезному труду, расширять их идейный кругозор, формируя высокие качества гражданина общества, активного строителя.

Авторы выражают надежду, что настоящее пособие окажет известную помощь учителю биологии в решении всего комплекса задач, поставленных перед современной школой и соответствующих новым требованиям реформы школы.


Страницы биологии:

Цели биологического образования
Роль изучения биологии для формирования научного мировоззрения
Как сформировать у школьников систему биологических знаний
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Основные условия для формирования мировоззрения учащихся
Идейный аспект изучения программы по биологии
О научной пропаганде на уроках биологии
Влияние религиозного модернизма на формирование научного мировоззрения
Как показать учащимся совместимость науки и религии

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии