Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Роль изучения биологии для формирования научного мировоззрения

Основной задачей изучения природы считалось религиозное воспитание – «познание бога, природы и самого себя. Типичным выразителем религиозных установок на цели биологического образования был в начале XX в. Д. Н. Кайгородов, который считал, что изучение природы и общение с ней должно дать «возможность молодому поколению познать «Великий Разум», которым все создается и управляется в природе». При господстве эксплуататорских классов, как отмечал В. И. Мерзлов, молодое поколение рабочих и крестьян не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах той же буржуазии.

Новый социальный заказ всей системе просвещения и биологическому образованию в средней школе был предъявлен после грандиозных преобразований в нашей стране, вызванных революцией и последующей эпохой культурной революции и строительства. Наша власть создала условия для реализации марксистского положения о формировании нового человека, члена общества. Основа всех качеств личности – мировоззрение и нравственность. «Надо, – подчеркивал В. И. Мерзлов, – чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней морали». Поэтому воспитание означает, по В. И. Мерзлову, «вести дело так, чтобы отдавать свою работу, свои силы на общее дело.

Общие требования к формированию мировоззрения, развитию мышления, эстетическому, трудовому воспитанию получили отражение и развитие в ряде пособий по общей и частным методикам. Однако в этих работах все еще неполно освещаются цели обучения и воспитания, лишь в общем плане намечаются взаимосвязи между ними. Мало внимания уделяется нравственному воспитанию, идейно-патриотической направленности преподавания школьной биологии.

Изучение биологии дает богатый материал для формировании научной картины мира, для формирования кардинальных вопросов мировоззрения. Цели биологического образования отражают тесную связь биологии с методологией.

В условиях развитого общества биология развивается под влиянием философии, которая открывает горизонты предстоящего великого синтеза наук, целостного понимания природы и человека. На июньском (1983 г.) Пленуме была отмечена важность формирования мировоззрения молодежи как незыблемой основы воспитания.

В последнее время в педагогике четко обозначается личностный подход к процессу обучения и воспитания, целью которого ставится целостное развитие черт личности. Решение этой задачи можно осуществить только при четкой согласованности и координации действий учителей всех предметов.

Система элементов воспитания в процессе обучения биологии отражает общие требования теории воспитания, а также специфику ее приложения к практике биологического образования. Эта система включает следующие элементы воспитания: 1) идейно-патриотическое, формирование основ мировоззрения, научное, патриотическое и интернациональное; 2) трудовое, экономическое и экологическое, формирование готовности к труду, воспитание бережливости, развитие ответственного отношения к природе; 3) нравственно-эстетическое; 4) физическое и гигиеническое; 5) половое.

В систему элементов воспитания не включено умственное развитие. Оно достигается в процессе формального образования и имеет большое самостоятельное значение. Вместе с тем развитие мыслительных операций, эмоциональное восприятие природы тесно связано с различными сторонами воспитания личности. На диалектическое мышление опирается научное мировоззрение. Эмоции и чувства тесно связаны со всеми сторонами воспитания.

В методике биологии пока еще мало внимания уделяется целостности процесса воспитания, все элементы которого находятся в сложных связях и отношениях, с одной стороны – между собой, с другой – с процессом обучения и развития.


Страницы биологии:

Как сформировать у школьников систему биологических знаний
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Основные условия для формирования мировоззрения учащихся
Идейный аспект изучения программы по биологии
О научной пропаганде на уроках биологии
Влияние религиозного модернизма на формирование научного мировоззрения
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Содержание внеклассной методической работы для учащихся
Особенно полезные мероприятия для учащихся в изучении биологии

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии


http://france-vacance.com . instagram likes . essay creator