Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


В просторах степей

Веер горных «шлейфов» Тянь-Шаня окружает подгорные равнины, степи, пески и глино-песчаные пустыни. Крайним западным отрогом Тянь-Шаня протянулся горный хребет Кара-Тау. Эти древние горы как бы сопутствуют Сырдарье и отделяют от нее древние притоки реки Чу и Сары-су. Между Кара-Тау и западным отрогом Тянь-Шаня – Угамом проходила древняя и проходит современная дорога в Семиречье. Семиречье издавна было связано по долине реки Арысь с Сырдарьей. Однако пути развития этих двух областей были различны. Если земледелие в Семиречье и на Тянь-Шане было относительно поздним и в основном связано с согдийскими переселенцами, то на Сырдарье земледелие началось давно. Центральным местом развития культуры на средней Сырдарье был Отрарский оазис, расположенный примерно там, где ныне станции Туркестан и Тимур Ташкентской железной дороги. Там в феврале 1405 года от жестокой лихорадки скончался Тимур, собираясь в казахстанские степи, во владения хана Золотой Орды Тохтамыша. Первый его поход был удачен, о чем написал сам Тимур на камне около Джезказгана, в Центральном Казахстане (ныне хранится в отделе Востока в Эрмитаже). Второй поход для него оказался неудачным. Тимур умер. Но Отрарский оазис примечателен не только памятью о смерти Тимура. Здесь остались развалины древних поселений, изучение которых дает очень многое для восстановления истории этого края. Что же было в просторах степей, подступающих к Тянь-Шаню и окружающих одинокий хребет Кара-Тау?

У сухого и безводного Кара-Тау, к северу от него, стояли стойбища древних кочевников – саков и усуней I тысячелетия до н. э., которые жили и в этих северных областях, а не только на Памире и в Тянь-Шане, и тюркских кочевников I тысячелетия и. э. К югу от Кара-Тау между предгорьями и берегами Сыр-Дарьи жили пастухи-скотоводы одного из пяти владений племен канпой. Часть из них оседала на землю и предпочитала кочевому скотоводству земледелие в болотистой низменности Сырдарьи, либо на каирных посевах (посев под сплошной покров воды), либо на примитивно устроенной вначале ирригационной системе. Здесь они начинали сеять зерновые культуры, изготовлять посуду и домашнюю утварь, которую сбывали своим соседям. Их соседи, кочевники, зимой отсиживались на берегах Сырдарьи, скармливая скоту осоку и молодые побеги камыша, а летом отправлялись в высокогорные пастбища Кара-Тау, так называемые «джоны». Иногда они шли на зиму не к берегам Сырдарьи, а в песчаные выдувы Муюн-Кумов. Так называемые Муюн-Кумы находятся недалеко от низовий реки Чу, где скот мог получать обильную и сочную пищу. Вот в соответствии с этими географическими особенностями степных областей, прилегающих к берегам мощной Сырдарьи, разнообразным ландшафтом Кара-Тау и безбрежным простором песков Муюн-Кум и пустыни Бет-Пак-дала и развивалась культура племен кангюев – земледельцев и пастухов-скотоводов.

Только в одном Отрарском оазисе, который подробно обследовала наша экспедиция в 1947 – 1952 годах, на небольшом пространстве 20 километров длиной было обнаружено около пятидесяти поселений городского типа. Жизнь здесь не прерывалась в течение тысячелетий. Древнейшие следы жизни в этом районе относятся к I тысячелетию до н. э., когда здесь впервые стали складываться оседлоземледельческие поселения. Много их появилось к рубежу нашей эры, когда и по всей Средней Азии возникло много городов и поселений. Это было время господства в Средней Азии величественной Кушанской империи, характеризующейся известным единством памятников культуры (главным образом в керамике). По иному пути развития пошла Парфия (юг Туркмении); обособленной оказалась и та часть Казахстана, что на правом берегу Сырдарьи, – Отрарский оазис. Алы не встретили здесь во время раскопок типичной, так называемой кушанской керамики. Здесь не было среднеазиатских пиал и бактрийских кубков «на неустойчивой ножке». Здесь даже в оседлых поселениях продолжали сохраняться архаические формы круглодонной грубой лепной кочевнической посуды. Здесь верхом совершенства и изящества были черные лощеные сосуды. Оседлые поселения середины I тысячелетия до н. э. сохраняли культурную связь со своими недавними предками – пастухами-скотоводами. «Античный» период этого района сказался в бурном развитии городского типа поселений, в бурном развитии ремесел, настолько широко распространившихся, что мы, археологи, далеко к северу от Кара-Тау, а следовательно, и от Сырдарьи и Отрарского оазиса, находили предметы быта, явно сделанные в городах и поселениях Отрарского оазиса.

Города, известные местному населению под современными названиями, были некогда городищами, о которых знали средневековые арабские авторы.

Чуй-Тепе и современный город Туркестан – это древние города, называвшиеся Шавгар и Яссы. Алтын-тепе Отрарского оазиса – древний город Кедер. И лишь сам Отрар донес до сегодняшнего дня свое старое, дотюркское, очевидно иранское, наименование. Впрочем, вместе с ним сохранили свое средневековое наименование и развалины города Сют-кент, также обследованные нашей экспедицией.

Отрарский оазис – это археологическая летопись тысячелетий Сырдарьи и Кара-Тау. Когда мы копали тепе (холм) Мордан-куюк, то находили там образцы «скифского» искусства: изображения козлов, а также железные стрелы сарматского периода. На холме были обнаружены гончарные печи конусовидного типа, в которых лежали, ожидая обжигающего огня, глиняные сосуды.

На городище Куйрюк-тепе мы открывали цитадели с мощными зубчатыми наверху стенами для обороны от дерзких врагов, там были многочисленные находки монет, керамики и т. п., характеризующие культуру этого района в период средневековья. Отрарский оазис – это важный пункт для изучения не только Казахстана, но и Средней Азии в целом.


По следам древних культур:

Согдийцы пришли с запада
Памятники согдийцев в Семиречье
Уйгуры – народец ещё тот
Жизнь древних городов Семиречья
За стенами тесных городов рыщут алчные кочевники
Картина жизни хана западно-тюркского кагана
Накануне (X – XII века)
Время, когда караханиды стали господствовать в Средней Азии
Что важного мы выяснили для истории народов нашей Родины
Кто является древними предками таджикского народа

По следам древних культур:
Содержание
Археологи на строительстве
Кладбище вымерших млекопитающих
Хозяйство поселения
Особенности городецкой и пьяноборской культуры
Расцвет и падение города Болгары
Древние охотники и рыболовы Заволжья
Поздние кочевники степей Заволжья
К истории изучения ананьинской культуры
Сравнение археологических находок ананьинского времени
Исследователи древностей Урала
Работа в шахтах в древности
В поисках первых обитателей дальнего востока
Изучая найденные сосуды амурских племён
В стране племени Илоу
Мир кочевников западного и восточного Памира
Кочевники Тянь-Шаня
Пришельцы с востока
В просторах степей
Кобадианский оазис
Города древней Бактрии