Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Как сформировать у школьников систему биологических знаний

Изучение живой природы подводит школьников к пониманию объективных закономерностей развития, структуры и функционирования биологических систем. Эти знания включаются в общую систему мировоззренческих взглядов и убеждений учащихся.

Несомненное мировоззренческое значение имеет понимание единства системы «природа – человек – общество» в историческом процессе развития. Через нее выражается связь естественных, гуманитарных и общественно-исторических знаний учащихся.

Понятие «мировоззрение» в трудах по методике биологии определяется по-разному: «совокупность знаний о мире, «правильные взгляды на природу, «система научных представлений и понятий, которая определяет его отношение к окружающему миру и поведение в коллективе и обществе.

В этих определениях либо не разграничиваются понятия «знания» и «взгляды», либо не отмечается системный характер взглядов, либо неполно характеризуются отношения школьника и его деятельность.

На самом деле мировоззрение представляет собой систему «взглядов на действительность, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде; совокупность философских, научных, политических, правовых, нравственных, эстетических идеалов и убеждений. Это определение показывает, что для методики биологии особенно важно определить систему научных знаний мировоззренческого значения, выявить методические условия и основные этапы формирования, дать характеристику системы взглядов и убеждений, которые складываются у школьников под влиянием биологических знаний, показать жизненную позицию учащихся в отношении к природе и человеку.

Естественнонаучная база для понимания учащимися законов и категорий диалектического модернизма на завершающем этапе биологического образования освещена в методическом пособии по общей биологии. Однако существенно важны не только философская ориентация учителя в современной биологической теории, по и определение методических путей формирования биологических знаний учащихся с точки зрения их использования в курсе обществоведения.

Биологические понятия включаются в общую систему естественнонаучных знаний школьников, составляющих научную картину мира. Педагогически нецелесообразно использовать философскую терминологию до изучения курса обществоведения. Важно ее привлекать в старших классах с учетом специфики предметов естественнонаучного цикла, для обоснования и трактовки биологических принципов, идей, теорий.


Страницы биологии:

Тема «Класс Рыбы»
Основы использования водоёмов и рыболовство
Темы: «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся»
Что важно знать при изучении пресмыкающихся
Тема «Класс Птицы»
Особое внимание ставится перед изучением экологических групп птиц
Организация экскурсии на птицефабрику и её значение
Тема «Класс Млекопитающие»
Изучение жизни млекопитающих и охотничий промысел

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии