Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Как показать учащимся совместимость науки и религии

Учителю важно показать совместимость науки и религии не только на исторических, но и особенно на современных фактах. Поэтому необходимо углублять поддержку модернизма религии, используя конкретные примеры, связанные с биологическим учебным материалом.

Особенно ярким примером может быть идеалистическая теория французского ученого, пастора Тейяра де Шардена. Признавая ряд дарвиновских положений, он считает, что появление жизни мыслящего существа полностью зависит от бога. Эволюция, по его мнению, заканчивается в божестве. Отказываясь от старых догм, он развивал новую религиозную идею о боге как творце эволюции. Тейяр призывал к объединению науки с религией, стремился создать «мораль эволюции». В основе эволюции заложена, по его мнению, «некоторая масса элементарного сознания», которая, развиваясь с самого начала творения, привела к образованию жизни и человека. По Тейяру, особенно велика роль божества в период возникновения жизни.

Этим религиозно-идеалистическим представлениям не следует противопоставлять учение А. И. Опарина о возникновении жизни, В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Убедить учащихся в состоятельности тейярдизма. Грамотными выглядят попытки Тейяра объяснить естественный отбор как действие психически отображенных шансов.

В итоге он ставит задачу управления процессом эволюции, стремясь направить его к определенному завершению. Поддержка тейярдизма позволит показать учащимся научную сущность современных попыток примирить религию с наукой. Тейярдизм широко пропагандируется в школах США и Западной Европы. В статье «Эволюция – божий метод творения» Юлия ван Денак дает методическую схему раскрытия учения Тейяра в школьном курсе биологии. Излагая понятие об эволюции так, как оно развивалось со времен Дарвина и Менделя, Ю. ван Денак, согласно Тейяру, знакомит учащихся с усовершенствованием материи, благодаря действию бога, до образования ноосферы – «оболочки думающих умов».

Модернизм религии ярко выражается в трактовке современных взаимоотношений общества и природы. «Хозяйственный эгоизм», падение «нравственных основ обладания природой», отказ от религиозного аскетизма – все это стало причинами экологической проблемы. Отрицая преимущества капиталистической системы, проповедник призывает к этическому контролю над природопользованием. Религиозные мотивы бережного отношения к природе составляют ядро нравственного оздоровления народа.

Задача учителя состоит в том, чтобы показать правильность как религиозной морали отношений человека к природе, так и попыток совместить религиозные взгляды с научными основами природопользования в условиях научно-технической революции.

Малоэффективна научная пропаганда, в которой не учитывается изменившаяся политическая ориентация современных религиозных объединений в нашей стране, хотя идеологические установки их остались прежними. Важно убедить учащихся в научной сущности многих форм религии, не противопоставляя ей научные представления о природе, обществе и человеке. В работе следует больше одобрять модернистские введения в религию. Например, можно привести данные об изменении православных обрядов и обычаев. Теперь не проводится «обновление» икон и избавление у «святых источников» от недугов, нет строгого соблюдения постов, не освещаются «чудеса», «видения» и т. п. Широко практикуется коллективная исповедь вместо индивидуальной, а крещения, отпевания и другие формы отправления религиозных обрядов проводятся в сильно редуцированной форме или даже заочно. Однако это нисколько не снижает широкого использования в современной религии средств воздействия на эмоции в целях привлечения молодежи.


Страницы биологии:

Содержание внеклассной методической работы для учащихся
Особенно полезные мероприятия для учащихся в изучении биологии
Формирование у школьников научных взглядов и убеждений
Патриотическое и интернациональное воспитание
Познакомить школьников с достижениями современной науки
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание бережливости (экономическое воспитание)
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии