Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Суть деятельности коры больших полушарий мозга

Важный воспитательный аспект имеют представления о существенных различиях высшей нервной деятельности человека и животных, понимание сигнального значения слова как условного раздражителя особого рода. Материал этот труден для школьников, и его надо хорошо разъяснить с опорой на конкретные примеры, которые иллюстрируют смысловое значение условных рефлексов человека, а у животных – только экспрессивное.

Для усвоения этих понятий обычно осуществляется следующая логика их раскрытия, например: «Один учащийся услышал звонок на урок и пошел в класс, а другой был далеко и ему сказали: «Был звонок». Он тоже побежал в класс. В каком случае мы видим чисто человеческую реакцию, а в каком – общую с высшими животными?» Учащиеся правильно отвечают, что слово «звонок» заменяет действие непосредственного звукового раздражителя, т. е. является речевым сигналом, в ответ на который у человека происходит реакция.

Учитель объясняет, что в ответ на словесные раздражители возникают временные связи в коре больших полушарий с центрами анализаторов, в данном случае со слуховым. Понимание речи обеспечивается образованием в коре больших полушарий человека временных связей между центрами, которые воспринимают словесное обозначение предметов или явлений, и центрами, в которых благодаря деятельности анализаторов воспринимается предметный образ. Например, в чем смысл слова «дождь» для человека. Обобщение его свойств – вода, падающая струйками с неба, определенная температура, легкие удары по коже и т. д. У человека в процессе обучения образуются временные связи в речевой зоне между известными словами и неизвестными.

Далее учащимся напоминается строение коры больших полушарий, сложность ее микроскопического строения, рассказывается о центрах речи, слуховом, зрительном и двигательном. Для разъяснения особенностей речи человека большое значение имеет рассказ о признаках нарушений при повреждении каждого из центров речи. Из этого следует основной вывод: высшая нервная деятельность человека имеет анатомическую основу в строении коры, человеку свойственны речевые рефлексы и мышление, которые непосредственно связаны с речью.

Наиболее яркими и убедительными примерами служат факты воспитания детей животными, при котором выросшие дети не становились людьми в полном смысле этого слова, так как у них не развивались мышление и речь. Речь развивается у ребенка только при общении с людьми. Иногда в классе возникает дискуссия относительно зависимости чувств, разума и поведения человека или от наследственных свойств, или от социальных условий – жизни, воспитания, влияния окружающих людей. Обсуждение вопроса лучше переносить на внеурочное время. В беседе учащиеся приводят интересные примеры из своего опыта, периодической печати, литературы в пользу обоих точек зрения, но в конце концов убеждаются в том, что на человека прямо или косвенно влияет общество, в котором он живет, хотя нельзя отрицать наследственность некоторых способностей и отклонения от норм поведения человека при патологических явлениях в мозгу. Но чаще всего причины отрицательного поведения людей все же кроются в недостатках воспитания, отрицательных влияниях микросоциальной среды. В связи с этим учебным материалом уместно поднимать вопросы о самовоспитании и воспитании особенно в молодом возрасте.


Страницы биологии:

Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Тема «Развитие человеческого организма»
Воспитание бережного отношения к беременным женщинам
Воспитание в процессе обучения общей биологии
Эволюционное учение
Тема «Дарвинизм»
Наследственность и изменчивость живой природы
Учащиеся знакомятся с проявлением борьбы за существование в ходе эволюции
Как деятельность человека стала мощным фактором эволюции

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии