Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Тема «Биосфера и человек»

Содержание данной темы направлено главным образом на решение задач формирования общих мировоззренческих взглядов, а также экологического и идейно-патриотического воспитания учащихся. В этой теме учащиеся узнают о взаимосвязях в биосфере, которые осуществляются благодаря круговороту веществ, потоку энергии. Поэтому важное значение имеют знания зависимости равновесия в биосфере от полноты круговорота веществ, от факторов, приводящих к глобальным изменениям в биосфере и угрожающих нарушению равновесия в ней.

Раскрывая основные положения учения о биосфере, учитель кратко сообщает о величайших заслугах В. И. Вернадского, который является гордостью русской науки. Он входит в плеяду великих ученых мира и олицетворяет своим именем развитие науки XX в. При формировании знаний биосферы как целостной и устойчивой системы учитель главное внимание привлекает к учению В. И. Вернадского о функциях живого существа биосферы: окислительно-восстановительной, газовой, концентрационной, а также к деятельности человека как к составной части биосферных процессов.

Ознакомление учащихся с границами биосферы, с распределением живого вещества на суше, в воде, почве и атмосфере дает возможность подчеркнуть воздействие человека на живые системы, определить тенденцию изменения живого вещества под влиянием производственной деятельности человека как мощной геохимической силы. Учитель останавливается на функционировании биосферы, поддержании в ней равновесия, целостности и устойчивости.

Учащимся предлагается выяснить влияние деятельности человека на эти функции. Например, учащиеся могут объяснить влияние человека на газовую функцию живого вещества, поскольку они знают роль зеленых растений в поддержании постоянного количества углекислого газа и кислорода в атмосфере. В ходе рассуждения учащиеся отмечают, что человек уменьшает содержание кислорода и увеличивает содержание углекислого газа в атмосфере за счет сокращения площади лесов, зеленых насаждений, использования кислорода в промышленности, сжигания угля, нефти, газа. Это может привести к изменению соотношения газов в атмосфере, что в свою очередь вызовет цепь изменений в других звеньях биосферы.

Аналогичным образом с помощью учителя школьники освещают влияние деятельности человека на другие функции живого вещества. Их внимание обращается на изменение функций, их интенсивность. Школьники приходят к выводу, что необходимо глубокое изучение этих функций, чтобы избежать глобальных сдвигов в природе.

На уроке, посвященном круговороту веществ и потоку энергии в биосфере, учащиеся узнают о его значении для целостности и устойчивости этой биосистемы. Анализ круговорота какого-либо элемента (азота, фосфора) или вещества (углекислого газа, воды) убеждает учащихся в этом. Школьники приходят к выводу, что круговорот веществ протекает за счет солнечной энергии и является главным фактором, обеспечивающим существование биосферы.


Страницы биологии:

Круговорот веществ в природе и деятельность человека
Значение научных знаний о природе для всестороннего развития человека
Решение задач воспитания и развития личности в процессе обучения биологии
Цели биологического образования
Роль изучения биологии для формирования научного мировоззрения
Как сформировать у школьников систему биологических знаний
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Основные условия для формирования мировоззрения учащихся
Идейный аспект изучения программы по биологии

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии


more information