Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Эволюционное учение и «Дарвинизм»

Основное внимание в данной теме уделяется раскрытию материалистической сущности учения Дарвина, формированию умения использовать его для объяснения причин возникновения приспособлений и видообразования. В комплексе решаются все задачи воспитания.

На первом уроке по теме учитель сравнивает теорию эволюции Дарвина и учение Ламарка и подводит школьников к выводу, что теория эволюции Дарвина материалистична, так как она отражает реальные естественноисторические причины эволюции. Дарвин нашел их в реальной действительности, а не прибегнул к нематериальным, сверхъестественным силам. «Дарвин открыл реальные факторы органической эволюции в виде наследственности, изменчивости и естественного отбора», – пишет академик Н. П. Дубинин.

Учащиеся знакомятся с оценкой теории эволюции классиками а и убеждаются в большом значении этой теории для развития научного мировоззрения. Этот урок подготавливает учащихся к тому, чтобы в дальнейшем они сумели доказать материалистическую сущность учения Дарвина, использовать его для научного объяснения явлений живой природы.

На уроке, посвященном изучению вида, учитель выясняет влияние деятельности человека на ареалы разных видов, среду обитания. Школьники убеждаются в тенденции сокращения ареалов многих видов в связи с использованием земель для хозяйственных нужд. Изменяются и условия их обитания, что часто ведет к уменьшению численности и даже может привести к вымиранию видов. В то же время учитель сообщает о расширении ареалов ряда видов, их процветании. Он просит школьников привести примеры тех и других видов и назвать меры по предупреждению отрицательных последствий деятельности человека.

Так учащиеся приходят к выводу о необходимости охраны видов, сохранения условий их обитания, а также разработки методов борьбы с сорными растениями и насекомыми-вредителями, которые широко распространились на Земле в связи с сельскохозяйственной деятельностью человека. Учитель подчеркивает, что без знания биологии организмов невозможно осуществлять хозяйственную деятельность, так как она может привести к непредвиденным отрицательным последствиям.

В процессе изучения популяции учитель обращает внимание па типы связей между особями одной и разных популяций, их взаимосвязей с неживой природой, благодаря которым достигается целостность и устойчивость данной биосистемы. Школьники получают задание выяснить, что произойдет с популяцией, например белки европейской, если в ней возрастет численность старых особей (или молодняка). Учащиеся делают вывод, что целостность популяции зависит от соотношения особей разного возраста и пола. Охота и промысел животных без учета этого соотношения, изменения природной среды могут вызвать снижение численности и даже привести популяцию к гибели. Учащиеся убеждаются в необходимости учитывать сложившиеся в популяции взаимосвязи с живой и неживой природой в практической деятельности.


Страницы биологии:

Целостность процесса воспитания и обучения биологии
Деятельность учителя по воспитанию личности на уроках биологии
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Общее знакомство с цветковыми растениями»
Практическая работа на уроках по изучению цветковых растений
Особое внимание следует уделить изучению связи между органами растений
Тема «Клетка»
Тема «Семя»
Тема «Корень»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии


logo canopies