Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Тема «Дыхание»

Раскрывая сущность процесса дыхания, учителя обращаются к знаниям учащихся из курса химии об окислении и связывают этот процесс с превращением энергии. Дыхание – общебиологический процесс, связанный с уменьшением массы органических веществ организма вследствие их распада и окисления. Такой подход подготавливает учащихся к пониманию единства противоположных процессов дыхания и питания, ассимиляции и диссимиляции. При простейшем опыте с дыхательными клапанами важно так организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы они не только усвоили факт изменения количества оксида углерода (IV) в выдыхаемом воздухе, но и поняли, что выдыхаемый оксид углерода (IV) и вода – продукты распада органических веществ клетки, а не лишняя часть вдыхаемого воздуха.

Развитие знаний об относительном постоянстве внутренней среды происходит во время беседы о регуляции дыхания. Изменение концентрации оксида углерода (IV) во внутренней среде раздражает рецепторы сосудов и клетки дыхательного центра и вызывает или ускорение, или замедление их, вследствие чего выравнивается содержание оксида углерода (IV) и кислорода. Ускорение и замедление происходит рефлекторным и гуморальным путями, но в том и другом случае в организме осуществляется биологически полезная саморегуляция. Эти знания позволяют сделать вывод о сложных причинных связях организма с факторами окружающей среды и постоянством внутренней среды.

Так же как в предыдущей теме, при изучении органов дыхания убедительно раскрывается взаимосвязь строения и функций.

При изучении гортани целесообразно обратить внимание учащихся на способность человека к членораздельной речи, которая связана с работой мозга и нервной регуляцией мускулатуры гортани, языка. Эта регуляция осуществляется при помощи особых отделов коры больших полушарий человека – центров речи, имеющихся только у человека. У многих животных есть голосовые связки, которые позволяют имитировать слова и фразы, но строение и функции их нервной системы, особенно коры больших полушарий, не может обеспечить членораздельную смысловую речь, присущую только человеку, как социальному существу.

В одной школе на уроке возникло обсуждение вопроса о говорящих животных – скворцах, сороках, попугаях, – произносящих слова. Учителю пришлось указать, в чем отличие, и это позволило разъяснить отличия высшей нервной деятельности человека от таковой у животных.

Основная цель гигиенического воспитания при изучении этой темы состоит в укреплении убеждений учащихся в важности чистого воздуха для здоровья и работы. Здесь рассматриваются способы борьбы с его загрязнением, умение правильно дышать при работе. Существенной стороной гигиенического воспитания служит продолжение знакомства с начатками медицинских знаний на основе представлений о больном организме, болезнях и мерах профилактики против них. Более эффективно гигиенические знания давать в непосредственной связи с анатомо-физиологическими. Так, при изучении носовой полости и дыхательных путей сразу формируется представление о том, что воспаление слизистой оболочки носа – насморк – защитная реакция, возникающая в ответ на попадание инфекции. В результате этого уменьшается возможность проникновения микробов в дыхательные пути и легкие. Насморк не препятствует возникновению воспалений трахеи – трахеиту, бронхов – бронхиту или воспалению легких, но может оказаться барьером для дальнейшего проникновения микробов. Во всяком случае он предупреждает здорового человека о начавшемся неблагополучии и необходимости принять медицинские меры помощи организму.


Страницы биологии:

Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Пищеварение»
Учение Павлова о физиологии пищеварения и правильное питание
Тема «Обмен веществ»
Как показать взаимодействие организма и окружающей среды на уроке по теме «Кожа»
Темы: «Нервная система», «Органы чувств», «Высшая нервная деятельность»
Раскрыть значение больших полушарий головного мозга для человека
Проблемный вопрос о роли анализаторов в жизни человека
Изучение высшей нервной деятельности и условных рефлексов

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии


что такое 01030 бален производство