Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Тема «Класс Млекопитающие»

Основные задачи изучения темы, имеющие наибольшее воспитательное значение: 1) ознакомление учащихся с классом млекопитающих, достигшим высшего этапа исторического развития животных; 2) выявление различной сложности организации разных отрядов млекопитающих, особенностей приспособленности этих отрядов к условиям среды; 3) установление биологических особенностей, вследствие которых млекопитающие играют важную роль в природе и народном хозяйстве; 4) знакомство с основными научными принципами звероводства и животноводства, развитие которых предусматривается Продовольственной программой; 5) формирование экологических понятий на примерах местных биоценозов; 6) ознакомление учащихся с гигиеническими требованиями по содержанию домашних. млекопитающих, профилактике возможных заболеваний человека на основе заражения от животных.

Уроки по изучению внешнего и внутреннего строения млекопитающих проводятся рядом учителей интересно, при самостоятельном решении учащимися ряда познавательных задач. На уроках по изучению систем органов млекопитающих ставятся вопросы об отличиях их строения и функций от таковых у пресмыкающихся и птиц. Так учащиеся подводятся к пониманию происхождения млекопитающих от вымерших зверозубых ящеров.

Школьники узнают, что эволюция млекопитающих шла в направлении более полного освоения суши, совершенствования органов передвижения, перехода части млекопитающих из наземной в другие среды обитания.

В связи с тем что главным объектом изучения млекопитающих служит собака, весьма уместно затронуть вопрос об отношении к этому животному. При этом используются факты из периодической печати, кинофильмов: «Белый Бим – черное ухо», «Ко мне, Мухтар»; литературных источников: «Муму» И. С. Тургенева, «Каштанка» А. П. Чехова и др. Большинство учащихся очень эмоционально воспринимают факты жестокого отношения к собакам и кошкам, и учитель направляет их чувства и мысли на действенную защиту этих животных, на гуманное отношение к ним, в основу которого входит и регулирование размножения домашних животных для предотвращения увеличения бродячих бездомных собак и кошек.

Во внеурочное время может быть проведена дискуссия на тему «В защиту домашних животных», во время которой обсуждаются вопросы о разнообразной пользе собак, их преданности и храбрости.

Изучение отрядов млекопитающих идет в порядке их эволюционной усложненности. При обзоре отрядов обращается внимание на уровень их организации, приспособленность животных к определенной среде. При изучении семейств и родов отмечается соответствие строения тела образу жизни. Учащиеся легко усваивают материал о различиях в строении и способе охоты у семейств псовых, кошачьих, куньих. В целях экологического воспитания важно выявить конкретные примеры пищевых связей между животными, между животными и растениями (кедр, грызуны, хищные).

В результате учащиеся устанавливают значение животных в биоценозах, а следовательно, в круговороте жизни в природе. Из этого положения вытекает необходимость охраны животных, особенно внесенных в «Красную книгу». Учителю полезно использовать краеведческий материал, знакомить школьников с охраняемыми в своем краю животными, указать объекты, имеющие экономическое значение.

Всесторонне оцениваются биологические связи животных с учетом экономики. Выясняется, например, что следует ограничивать численность лис, если они наносят ущерб домашним птицам, но охранять и там, где лисы питаются главным образом мышами. На уроке, посвященном знакомству с грызунами, сообщается об ущербе, причиняемом ими урожаю сельскохозяйственных культур, и предлагается определить, что выгоднее: биологическая или химическая борьба против них? Сложность природоохранительной деятельности заключается в том, что нет абсолютно вредных животных. Грызуны и землеройки рыхлят почву, способствуют ее снабжению воздухом, влагой, удобряют и этим повышают ее плодородие. Этим обосновывается необходимость регулирования численности животных.


Страницы биологии:

Изучение жизни млекопитающих и охотничий промысел
Сущность учения Дарвина о развитии животного мира
На уроке по теме «Природные сообщества»
Человек должен знать законы природного сообщества
Воспитание в процессе обучения анатомии, физиологии и гигиене человека
Значение для учащихся изучения анатомии, физиологии и гигиены
Тема «Опорно-двигательная система»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Темы: «Кровь» и «Кровообращение»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии