Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Тема «Класс Рыбы»

В теме «Класс Рыбы» прослеживается взаимосвязь строений рыб с условиями их жизни, выявляется разная степень древности хрящевых и костистых рыб как доказательство их постепенного исторического развития, успехи и задачи рыболовства и рыбоводства в связи с организацией народного хозяйства и достижениями биологической науки.

Развивая эволюционные взгляды школьников на животный мир, учитель подчеркивает, что при дальнейшем изучении всех классов позвоночных постоянно будут сравниваться кровеносная, дыхательная и нервная системы ряда классов позвоночных, устанавливаться уровень сложности их организации.

При изучении темы «Класс Рыбы» учитель рассказывает, что все жизненные функции этих животных могут осуществляться только в воде. В доказательство этого положения рассматривается приспособленность к водному образу жизни каждой системы органов рыбы. В результате лабораторного занятия по изучению внешнего строения и демонстрации препаратов внутренних органов рыбы семиклассники получают реальное представление о структурной основе жизненных процессов рыбы. Установление межпредметных связей с физикой помогает учащимся утвердиться в этом. Так, например, плотность воды обусловливает необходимость определенной формы тела. Это положение заимствуют у живой природы техники, которые придают рыбообразную форму плавающим сооружениям (подводные лодки, корабли). Расположение чешуи, выделение слизи, близорукость рыб также связаны с плотностью водной среды. Установление подобных причинных связей помогает формированию понятий взаимосвязи строения и функций организма и условий среды.

Урок по теме «Многообразие рыб» вносит вклад в экологическое воспитание. На нем выясняется неоднородность условий водной среды и в связи с этим рассматриваются приспособления в строении и образе жизни разных видов рыб (живущие в толще воды, в верхних слоях, придонные). Сравнение хрящевых, костно-хрящевых и костистых рыб убеждает учащихся в том, что рыбы прошли длительный путь исторического развития. Важно выяснить следующее: 1) слабость внутреннего скелета у хрящевых восполнялась у древних рыб наружным скелетом, у современных – остатками наружного скелета; 2) у костистых рыб в онтогенезе сначала развивается хрящевой скелет; 3) костистые рыбы имеют более высокую организацию и появились на Земле позднее хрящевых.

Современные кистеперые рыбы служат подтверждением происхождения земноводных – первых наземных позвоночных – от древних рыб. Экологическое воспитание учащихся осуществляется при установлении связей рыб с растениями и другими организмами. Например, сельди питаются мелкими ракообразными, а последние поедают растительный планктон. Следовательно, условия, благоприятствующие увеличению численности микроскопических водорослей, способствуют повышению численности сельдей, а последние – трески, которая питается сельдью. Знания пищевых связей используются в рыболовстве и рыбоводстве.


Страницы биологии:

Целостность процесса воспитания и обучения биологии
Деятельность учителя по воспитанию личности на уроках биологии
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Общее знакомство с цветковыми растениями»
Практическая работа на уроках по изучению цветковых растений
Особое внимание следует уделить изучению связи между органами растений
Тема «Клетка»
Тема «Семя»
Тема «Корень»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии


HO scale model buildings