Тема «Клетка»
При изучении темы учащиеся узнают методы исследования внутреннего строения растения, особенности структуры и процессов жизнедеятельности клетки, историю изучения клетки, клеточное строение органов. Ознакомление школьников с устройством лупы и микроскопа, привитие умений работать с ними, краткий экскурс в историю учения о клетке позволяет поставить вопрос о познаваемости внутреннего строения растения. Учитель сообщает, что границы познания строения и жизни растения расширяются в связи с совершенствованием методов исследования. Лишь изобретение микроскопа позволило раскрыть тайны внутреннего строения растения, которые все более проясняются. Если первые микроскопы увеличивали изображение объекта в десятки и сотни раз, то световой микроскоп – в 3000 раз, а электронный – в десятки и сотни тысяч раз, что позволяет увидеть очень мелкие объекты, узнать их тонкое строение и даже наблюдать некоторые процессы жизнедеятельности.
Учитель предлагает школьникам ответить на вопросы мировоззренческого характера: может ли человек познать тайны строения и жизни растения, опровергнуть утверждения о непознаваемости живой природы? Сообщение учителя помогает им сделать вывод, что ученые постепенно познают законы жизни растений. С развитием науки, совершенствованием ее методов эти здания углубляются и расширяются. Учитель отмечает, что с момента изобретения микроскопа ученые познали сложное строение растения и процессы жизнедеятельности, что умение пользоваться увеличительными приборами, которым должны овладеть учащиеся, позволит им увидеть внутреннее строение растения, некоторые процессы жизнедеятельности, убедиться в их реальности. Анализ примера познания строения и жизни растения убеждает учащихся в том, что человек все глубже проникает в тайны окружающего мира, постигает их и использует в практической деятельности. Значит, природа познаваема, что было неизвестно вчера, становится ясным сегодня, процесс познания безграничен.
На лабораторном занятии, посвященном изучению растительной клетки, учащиеся приходят к выводу, что органы растения состоят из клеток, что клетки (мякоть арбуза, помидора, кожицы лука) имеют сходное строение. Учащиеся знакомятся с простейшими процессами жизнедеятельности клетки – поступлением веществ, движением цитоплазмы, делением и ростом клеток и приходят к выводу о сходстве не только строения, но и процессов их жизнедеятельности. Учитель предлагает школьникам подумать, о чем свидетельствует сходство в строении растений, клеток и протекающих в них процессах жизнедеятельности, какое научное положение это подтверждает.
Пятиклассники обобщают изученный материал и делают вывод, что цветковые растения состоят из клеток, имеющих сходное строение и процессы жизнедеятельности, свидетельствующие о единстве и родстве всего многообразия растений. Наука раскрывает тайны природы, практика использует научные знания и тем самым доказывает познаваемость живой природы.
Общеизвестен интерес учащихся к работе с микроскопом, с помощью которого они стараются рассмотреть различные объекты, бывают очень довольны, когда находят изображение. На примере анализа хороших работ учитель помогает им осознать зависимость результата от добросовестности, аккуратности, умения красиво оформлять наблюдаемое. Учитель подчеркивает необходимость бережного отношения к микроскопам и другому оборудованию, которое помогает им лучше познать жизнь и строение растений.
|
|