Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Тема «Клетка»

При изучении темы учащиеся узнают методы исследования внутреннего строения растения, особенности структуры и процессов жизнедеятельности клетки, историю изучения клетки, клеточное строение органов. Ознакомление школьников с устройством лупы и микроскопа, привитие умений работать с ними, краткий экскурс в историю учения о клетке позволяет поставить вопрос о познаваемости внутреннего строения растения. Учитель сообщает, что границы познания строения и жизни растения расширяются в связи с совершенствованием методов исследования. Лишь изобретение микроскопа позволило раскрыть тайны внутреннего строения растения, которые все более проясняются. Если первые микроскопы увеличивали изображение объекта в десятки и сотни раз, то световой микроскоп – в 3000 раз, а электронный – в десятки и сотни тысяч раз, что позволяет увидеть очень мелкие объекты, узнать их тонкое строение и даже наблюдать некоторые процессы жизнедеятельности.

Учитель предлагает школьникам ответить на вопросы мировоззренческого характера: может ли человек познать тайны строения и жизни растения, опровергнуть утверждения о непознаваемости живой природы? Сообщение учителя помогает им сделать вывод, что ученые постепенно познают законы жизни растений. С развитием науки, совершенствованием ее методов эти здания углубляются и расширяются. Учитель отмечает, что с момента изобретения микроскопа ученые познали сложное строение растения и процессы жизнедеятельности, что умение пользоваться увеличительными приборами, которым должны овладеть учащиеся, позволит им увидеть внутреннее строение растения, некоторые процессы жизнедеятельности, убедиться в их реальности. Анализ примера познания строения и жизни растения убеждает учащихся в том, что человек все глубже проникает в тайны окружающего мира, постигает их и использует в практической деятельности. Значит, природа познаваема, что было неизвестно вчера, становится ясным сегодня, процесс познания безграничен.

На лабораторном занятии, посвященном изучению растительной клетки, учащиеся приходят к выводу, что органы растения состоят из клеток, что клетки (мякоть арбуза, помидора, кожицы лука) имеют сходное строение. Учащиеся знакомятся с простейшими процессами жизнедеятельности клетки – поступлением веществ, движением цитоплазмы, делением и ростом клеток и приходят к выводу о сходстве не только строения, но и процессов их жизнедеятельности. Учитель предлагает школьникам подумать, о чем свидетельствует сходство в строении растений, клеток и протекающих в них процессах жизнедеятельности, какое научное положение это подтверждает.

Пятиклассники обобщают изученный материал и делают вывод, что цветковые растения состоят из клеток, имеющих сходное строение и процессы жизнедеятельности, свидетельствующие о единстве и родстве всего многообразия растений. Наука раскрывает тайны природы, практика использует научные знания и тем самым доказывает познаваемость живой природы.

Общеизвестен интерес учащихся к работе с микроскопом, с помощью которого они стараются рассмотреть различные объекты, бывают очень довольны, когда находят изображение. На примере анализа хороших работ учитель помогает им осознать зависимость результата от добросовестности, аккуратности, умения красиво оформлять наблюдаемое. Учитель подчеркивает необходимость бережного отношения к микроскопам и другому оборудованию, которое помогает им лучше познать жизнь и строение растений.


Страницы биологии:

Целостность процесса воспитания и обучения биологии
Деятельность учителя по воспитанию личности на уроках биологии
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Общее знакомство с цветковыми растениями»
Практическая работа на уроках по изучению цветковых растений
Особое внимание следует уделить изучению связи между органами растений
Тема «Клетка»
Тема «Семя»
Тема «Корень»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии


click here . rivalhost promotional code