Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Воспитание - Тема «Корень»

Изучение темы направлено на усвоение учащимися знаний строения и функций корня как биологических основ, лежащих в основе агротехнических мероприятий, обеспечивающих его рост и развитие. Учитель должен раскрывать процессы роста развития корней с позиций всеобщего закона перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания. Так, при изучении внешнего строения и развития корпя учащиеся рассматривают корни зародыша, проростков и взрослых растений (на таблицах или живых объектах), сравнивают их и приходят к выводу, что зародышевый корешок в процессе роста изменяется, из него формируется корневая система.

Учитель подчеркивает, что рост корней сопровождается не только увеличением их числа и массы, но и появлением новых качеств, что служит показателем их развития. Процесс развития всегда сопровождается усложнением строения, повышением уровня организации, появлением новых качеств.

С учетом общего представления о взаимосвязи явлений рассматривается вопрос о строении и функциях корневой системы. Учитель отмечает взаимосвязь строения и функций корневой системы: ее большая протяженность в почве обеспечивает закрепление, удержание растения в определенном положении, поглощение воды и питательных веществ.

Результаты опытов убеждают школьников в том, что корень растет верхушкой. Знание клеточного строения корня помогает учащимся попять механизм его роста. Они приходят к выводу, что рост корня происходит за счет роста и деления клеток. Учитель акцентирует внимание на причинной обусловленности данного явления и тем самым способствует развитию диалектического мышления учащихся, пониманию ими материальных основ биологических явлений.

Знания о росте и развитии корня позволяют поставить перед учениками задачу практического характера – определить систему агротехнических мероприятий – рыхления почвы, полива и внесения удобрений, обеспечивающих мощное развитие корней растений. Учитель знакомит школьников с пикировкой рассады, способствующей образованию мощной корневой системы в верхних, наиболее богатых питательными веществами слоях почвы. Он предлагает объяснить значение биологических знаний для сельского хозяйства. С помощью учителя пятиклассники приходят к выводу о возможности управления ростом и развитием растений, о естественном характере биологических явлений, об их зависимости от реально существующих факторов.

В свете всеобщего принципа развития учащиеся знакомятся с зонами корня. Раскрывая механизм постепенной смены зон корня, учитель показывает изменения – рост п развитие корня, благодаря чему успешно осуществляются его функции: снабжение растения водой и питательными веществами, укрепление в почве. Учитель подчеркивает непрерывный характер роста и развития корня, перемещения зон за счет роста и деления клеток. Этот пример дает возможность сосредоточить внимание на взаимосвязях в растительном организме, показать зависимость одной зоны корня от другой, взаимосвязь между строением и функциями, зависимость их выполнения от согласованной деятельности всех зон, подчеркнуть причинную обусловленность биологических явлений.


Страницы биологии:

Целостность процесса воспитания и обучения биологии
Деятельность учителя по воспитанию личности на уроках биологии
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Общее знакомство с цветковыми растениями»
Практическая работа на уроках по изучению цветковых растений
Особое внимание следует уделить изучению связи между органами растений
Тема «Клетка»
Тема «Семя»
Тема «Корень»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии