Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Тема «Обмен веществ»

Обобщающая тема «Обмен веществ» имеет важное методологическое значение. В ней формируется общебиологическое понятие об обмене веществ как основном признаке жизни, раскрывается единство противоположных процессов ассимиляции и диссимиляции, конкретно иллюстрируется сложность и взаимодействие физиологических процессов на примере обмена углеводов, роли печени, значения витаминов.

Наиболее сложно для восприятия учащихся понятие обмена веществ как единства ассимиляции и диссимиляции. Многократные проверки знаний по этому вопросу показали неплохое понимание различий этих процессов и умения учащихся их определять; учащиеся понимают связь ассимиляции с питанием, а диссимиляции с дыханием. Приведем пример удачных мировоззренческих выводов на одном уроке на тему «Ассимиляция и диссимиляция – две стороны единого процесса обмена веществ».

По ходу урока учащиеся подводились к следующим мировоззренческим обобщениям:

Каждой живой клетке свойствен обмен веществ с окружающей ее средой. В клетках организма человека одновременно идут противоположные, но не идущие друг без друга процессы ассимиляции и диссимиляции. Из обмена веществ всех клеток складывается обмен веществ всего многоклеточного организма; проявляется его связь с природной средой.

Обмен веществ – главный признак жизни. С прекращением его наступает смерть. Для обмена веществ животных и человека необходимы органические вещества. Их на Земле создают зеленые растения из неорганических веществ при помощи энергии Солнца.

Постепенная подготовка к раскрытию содержания понятий ассимиляции и диссимиляции с самого начала изучения курса и тщательно продуманная логика уроков в теме «Обмен веществ» приводят к усвоению сложного понятия «обмен веществ».

Тема урока «Витамины» позволяет показать роль науки в изучении практически важной физиологической проблемы. Бюджет времени урока не позволяет углубляться в ее детали, но все-таки учителя обычно, кроме открытий Н. И. Лунина, рассказывают, не требуя запоминания, историю борьбы с цингой и заболеваниями бери-бери, обращают особое внимание учащихся на успехи науки в в деле повышения витаминозности растений, создания новых витаминных препаратов, получения продуктов, обогащенных витаминами, обеспечения витаминами людей, живущих на Севере, моряков дальнего плавания, шахтеров, космонавтов.

Проверка практической ориентации учащихся в гигиене питания хорошо осуществляется при самостоятельной работе по составлению пищевых рационов, что дает практическое представление о затрате энергии при разных видах труда. Брать примеры для подсчета суточного расхода энергии следует с учетом производственного окружения школы.

При обобщении материалов о гигиене питания интересно рассказать о научных исследованиях в Институте питания в, где разрабатываются лечебные диеты, исследуется влияние норм белков, жиров, углеводов на психику организма, сопротивляемость инфекциям, рост, кровяное давление. Учитель останавливается на вредном влиянии избытка белка, при котором перегружаются печень и почки, развивается гнилостное брожение в толстом кишечнике; при обилии животных жиров может ухудшаться эластичность и проницаемость кровеносных сосудов. Однако совсем безжировая диета отрицательно сказывается на умственной работе. Тяжелая физическая работа требует повышения количества углеводов в пище, а изобилие соли повышает возбудимость нервной системы, повышает кровяное давление и вредно отражается на деятельности почек.

В связи с гигиеной питания уместно указать на хорошо развитую сеть санаториев и домов отдыха в, где больные и отдыхающие обеспечиваются полноценной разнообразной пищей в соответствии с полагающейся им врачебной диетой.


Страницы биологии:

Как показать взаимодействие организма и окружающей среды на уроке по теме «Кожа»
Темы: «Нервная система», «Органы чувств», «Высшая нервная деятельность»
Раскрыть значение больших полушарий головного мозга для человека
Проблемный вопрос о роли анализаторов в жизни человека
Изучение высшей нервной деятельности и условных рефлексов
Раскрыть для учащихся сущность высшей нервной деятельности
Суть деятельности коры больших полушарий мозга
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Тема «Развитие человеческого организма»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии