Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Общее знакомство с цветковыми растениями

При планировании процесса изучения данной темы учитель определяет основные проблемы воспитания учащихся, которые предстоит решить в процессе обучения. Ее содержание позволяет сосредоточить внимание на усвоении учащимися общебиологических знаний о приспособленности растений к распространению плодов и семян, к сезонным явлениям. Эти знания учитель раскрывает на основе принципов диалектико-модернистического мировоззрения о причинной связи и обусловленности явлений, об эволюции форм движения материи. Это проявляется в том, что на соответствующих уроках учитель обращает внимание школьников на формирование черт приспособленности у растений к среде обитания и происходящим в ней изменениям в процессе длительного исторического развития растений под влиянием естественных причин. При этом учитель не раскрывает движущие силы эволюции, так как пятиклассники пока не готовы к усвоению этого сложного понятия.

Ознакомление учащихся с органами цветкового растения проводится в аспекте диалектико-модернистического принципа о материальном единстве мира. Этому способствует выполнение лабораторной работы, в процессе которой учащиеся устанавливают, что наблюдаемые ими цветковые растения имеют корень, стебель, лист, цветок, плод, семя, и делают вывод о едином типе их строения.

Содержание темы позволяет приступить к решению задач нравственного, экологического и эстетического воспитания. Работа учащихся с живыми растениями на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях дает учителю возможность сосредоточить внимание на красоте растительного организма, ландшафта, который оживляют, живописно раскрашивают различные растения. В связи с раскрытием значения растений в природе, жизни человека и народном хозяйстве учитель останавливается на Продовольственной программе, обращается при этом к стенду на одноименную тему, где отражены задачи повышения урожайности сельскохозяйственных растений.

Учитель указывает также на необходимость экономного и бережного расходования зерна в колхозах и совхозах, хлеба и хлебопродуктов в семьях. Он отмечает, что Продовольственной программой поставлена задача дальнейшего увеличения производства зерна, картофеля, овощей, плодов и т. д., чтобы улучшить снабжение ими населения нашей страны, подчеркивает большую роль биологической науки, к изучению которой учащиеся приступают, в решении данных проблем, сознательного, добросовестного и творческого отношения людей к выполнению грандиозных задач, направленных на дальнейшее развитие сельского хозяйства в нашей стране.

В обучении должны найти отражение ценностные и эстетические стороны экологического воспитания учащихся. Решению задач экологического, эстетического и нравственного воспитания при изучении данной темы способствует экскурсия в природу, на которой учащиеся знакомятся с природой во всех взаимосвязях, воспринимают ее красоту и испытывают на себе благоприятное воздействие, осознают значение растений для человека и всего живого на Земле, Оказываются подготовленными к тому, чтобы осознать правила поведения в природе, руководствоваться ими в жизни. Для усвоения учащимися этих правил учитель предлагает им назвать местные виды растений и животных, раскрыть их значение в природе и жизни человека. При этом обращается внимание на слабое возобновление растительности из-за вытаптывания, на сокращение урожая грибов из-за неправильного их сбора, на уменьшение численности цветов, дается объяснение, почему надо соблюдать тишину в лесу в период гнездования птиц, размножения других животных. Подобная беседа создает условия для формулирования учащимися правил поведения в природе с учетом ее охраны, среди которых они указывают на необходимость поддержания тишины, передвижения по дорогам и тропинкам, исключения массовых сборов и повреждений растений и др.


Страницы биологии:

Целостность процесса воспитания и обучения биологии
Деятельность учителя по воспитанию личности на уроках биологии
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Общее знакомство с цветковыми растениями»
Практическая работа на уроках по изучению цветковых растений
Особое внимание следует уделить изучению связи между органами растений
Тема «Клетка»
Тема «Семя»
Тема «Корень»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии