Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Тема «Опорно-двигательная система»

При изучении темы «Опорно-двигательная система» открываются большие возможности для развития почти всех сторон воспитания. В ней подкрепляются убеждения учащихся в состоятельности религиозных воззрений на происхождение человека, обеспечивается развитие диалектического понятия о биосоциальной природе человека, вносится большой вклад в гигиеническое и физическое воспитание. Наиболее важным воспитательным эффектом является убеждение учащихся в мощном оздоровляющем влиянии активной мышечной деятельности, необходимости физического развития с учетом требований возраста.

Изучение скелета дает богатый материал для доказательства естественного происхождения человека. Сначала делается общий обзор строения скелета и подчеркивается его сходство со скелетом млекопитающего животного, и прежде всего с приматами.

На следующем уроке учащиеся рассматривают скелет человека с точки зрения его приспособленности к прямохождению и трудовой деятельности. Учитель дает краткие разъяснения о том, что историческое развитие предков человека шло под влиянием биологических и социальных факторов эволюции. При этом действие естественного отбора постепенно ослабевало, а роль социальных факторов (общественность, труд, мышление, речь, воспитание) возрастала.

В целях воспитания при изучении скелета учитель или учащиеся – активисты кружка – приводят сведения из истории борьбы науки, о реакционности церкви, запрещавшей изучение натуральных скелетов и мышц человека.

Знания взаимосвязи строения и функций костей, суставов и мышечной системы, приспособленности скелета и мышц к прямохождению и труду помогают формированию у учащихся убеждений о необходимости для развития и поддержания здоровья и физического труда и спорта. Поэтому целесообразно весь материал о костях, мышцах, суставах раскрывать в функциональном плане, выделяя взаимосвязь строения и функций, показывая влияние тренировки, вред гиподинамии. Именно при таком подходе комплексно решаются задачи физического, гигиенического и трудового воспитания. Учащихся заинтересовывает проблемная задача, поставленная на уроке о строении кости в такой форме: два человека поспорили, живой ли орган кость? Один утверждал, что живой, а другой возражал. Как вы думаете: кто из них был прав? Почему? В начале урока кое-кто из учащихся говорил, что кость сначала живая, а потом делается мертвой, потому что не растет, не питается; другие неточно и беспорядочно доказывали ее принадлежность к живым органам. Учитель предложил учащимся сделать заключение в конце урока – после изложения знаний о составе и строении кости их возрастных отличиях, о перестройке структуры костей при изменении нагрузки, о влиянии мышечной деятельности на развитие костей. В конце урока учащиеся правильно сделали вывод о том, что кость – живой орган, который подвержен воздействием других органов и определенного образа жизни.

При изучении работы мышц и мышечной системы подчеркивается взаимосвязь строения и функций, отмечается приспособленность мускулатуры человека к прямохождению и трудовой деятельности. Эти знания укрепляют убеждения учащихся в истинности естественного происхождения человека от животных.


Страницы биологии:

Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Темы: «Кровь» и «Кровообращение»
О важности физической тренировки организма
Тема «Дыхание»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Пищеварение»
Учение Павлова о физиологии пищеварения и правильное питание
Тема «Обмен веществ»
Как показать взаимодействие организма и окружающей среды на уроке по теме «Кожа»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии