Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Тема «Основные группы растений»

Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный характер усложнения растений, развитие их по пути приспособления к различным средам обитания: водной, водно-наземной, наземной, к различным природным условиям жизни.

На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся рассматривают их под микроскопом, изображения на таблицах, рисунках, знакомятся с питанием, дыханием, размножением этих существ. Эти знания позволяют школьникам выполнить задание – определить, в чем проявляется многообразие и единство бактерий. Учащиеся отмечают проявление многообразия в форме, размерах, передвижении и единство в общности строения, в наличии одних и тех же клеточных элементов, в проявлении сходных процессов жизнедеятельности.

Для того чтобы учащиеся убедились в простоте организации бактерий, им предлагается рассмотреть на таблице растительную клетку и сравнить ее с клеткой бактерии, найти черты сходства и различия. С помощью учителя школьники формулируют вывод, что бактерии имеют примитивный уровень организации.

В ходе беседы, а также в процессе работы с текстом учебника школьники узнают о широком распространении бактерий, заселении ими разных сред обитания. Учитель просит выявить их связи со средой обитания. В итоге школьники делают обобщение о зависимости процессов жизнедеятельности от условий среды, о взаимосвязи явлений.

При рассмотрении значения бактерий школьники убеждаются в большом их многообразии, использовании ими различных источников питания. Учитель отмечает, что способность бактерий изменять органические вещества используется в народном хозяйстве. В связи с этим возникла новая высокоэффективная отрасль производства – микробиологическая промышленность, которая использует бактерии для производства разнообразных органических веществ. Важно подчеркнуть, что создаваемые таким путем органические вещества дешевле тех, которые получают при выращивании растений и животных.

В проблемном плане рассматривается роль бактерий в разложении органических веществ. Учитель ставит вопрос: что происходит с отмершими растениями и животными? Учащиеся называют процесс гниения, но не могут раскрыть его сущность. В ходе беседы шестиклассники приходят к выводу, что бактерии гниения разлагают органические вещества до минеральных. Выявляется роль этого процесса в создании на Земле благоприятных условий для жизни.

Понимание учащимися сущности гниения позволяет направить их мысль на определение путей управления этим процессом, на доказательства познаваемости биологических явлений, опровержение веры в сверхъестественные чудеса. Школьникам предлагается вспомнить о процессах жизнедеятельности бактерий, о необходимости кислорода для дыхания. На этой основе они делают вывод, что для ускорения разложения бактериями гниения органических веществ в почве надо ее обрабатывать, чтобы улучшить доступ воздуха. Учащимся известны различные способы хранения пищевых продуктов. В ходе беседы они называют их и делают вывод о возможности управления жизнедеятельностью бактерий гниения благодаря познанию этих процессов.


Страницы биологии:

Знакомство учащихся с жизнью водорослей и бактерий
На что следует обращать внимание учителю во время изучения темы «Грибы»
Особенности изучения дрожжей и лишайников
Изучение мха, папоротникообразных и хвойных растений путём сравнения
Тема «Развитие растительного мира на Земле»
Тема «Растительные сообщества»
Воспитание в процессе обучения зоологии
Трудовое, экономическое и гигиеническое воспитание учащихся в процессе изучения зоологии
Значение животных и растений в природе и жизни человека

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии