Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Тема «Происхождение человека»

В процессе изучения доказательств происхождения человека от животных учащиеся сравнивают человека с млекопитающими, человекообразными обезьянами, устанавливают черты сходства в их строении, жизнедеятельности, развитии и делают вывод о родстве этих организмов. Познание движущих сил эволюции человека позволяет учащимся объяснить причины его родства с животными, установить происхождение человека от животных под влиянием биологических и социальных факторов эволюции, заострить внимание на огромном значении последних в становлении социальной сущности человека.

В процессе знакомства с палеонтологическими находками древнейшего, древнего и ископаемого человека современного типа учащиеся по заданию учителя находят в их облике черты человека и животного, отмечают постепенное исчезновение черт животного и формирование человеческих черт, объясняют с помощью факторов антропогенеза направления эволюции человека. В результате учащиеся приходят к выводу, что объяснение религии о создании человека богом не противоречит данным науки, которая по ископаемым остаткам установила этапы эволюции человека, а с помощью теории антропогенеза объяснила происхождение человека от животных, на основе данных ряда наук доказала единство человека со всем органическим миром, выделила его как разумное существо из мира животных.

Учитель привлекает внимание учащихся к социальной сущности человека и его биосоциальной природе. Школьникам предлагается выступить с критикой социального дарвинизма, сторонники которого выводят закономерности развития общества из биологических законов – борьбы за существование, естественного отбора. С биологизаторских позиций они пытаются обосновать классовый и национальный гнет.

В результате обсуждения вопроса учащиеся приходят к выводу, что в основе борьбы за существование в органическом мире лежат чисто биологические взаимоотношения, они не имеют осознанного характера, в то время как взаимоотношения между людьми, людьми и природой подчиняются законам общества.

Учитель выясняет знания учащимися сущности расизма, его проявления в Германии в период фашизма, в настоящее время в ряде развитых капиталистических стран. С помощью учителя школьники убеждаются в том, что в основе расизма лежат реакционные взгляды на происхождение рас якобы от предков, стоящих на разных ступенях эволюции, что якобы обусловливает «низкий уровень» интеллектуального развития и неполноценность «низших» рас по сравнению с «высшими», врожденное неравенство людей. Так расизм оправдывает социальное неравенство рас.

Рассмотрение примеров бурного развития народов Африки и Азии в современную эпоху убеждает учащихся в несостоятельности этого реакционного учения.

В заключение курса биологии IX класса учащимся дается задание определить место человека в природе и его роль в ней. При обсуждении проблемы школьники отмечают, что человек вышел из животного мира, т. е. генетически связан с живой природой. Но человек является социальным существом, присущие ему мышление и сознание подняли человека над живой природой, определили его ведущую роль в ней.

Учитель сначала отмечает положительные примеры роли человека в природе: увеличение многообразия культурных форм, озеленение территорий, оводнепие степей и полупустынь. В то же время для формирования у школьников активной жизненной позиции учитель обращает их внимание на отрицательные последствия деятельности человека: сокращение числа видов, загрязнение природной среды промышленными отходами, уменьшение площади занятых растениями земель и др. Учащиеся анализируют негативные и позитивные примеры влияния деятельности человека на природу и приходят к выводу о необходимости учитывать законы природы в практической деятельности, чтобы не вызывать крупных нежелательных изменений на планете.


Страницы биологии:

Целостность процесса воспитания и обучения биологии
Деятельность учителя по воспитанию личности на уроках биологии
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Общее знакомство с цветковыми растениями»
Практическая работа на уроках по изучению цветковых растений
Особое внимание следует уделить изучению связи между органами растений
Тема «Клетка»
Тема «Семя»
Тема «Корень»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии