Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Тема «Растительные сообщества»

Тема позволяет широко использовать принцип взаимосвязи. При ознакомлении школьников с видовым составом растительного сообщества учитель предлагает найти черты приспособленности видов к совместному проживанию и добивается того, чтобы они установили приспособленность растений к поглощению света. Учитель направляет внимание школьников на установление ярусного расположения растений, на сочетание светолюбивых и теневыносливых видов, на разные сроки и способы опыления, цветения, на выяснение причин многоярусности в лиственном лесу, на наличие малого числа ярусов в хвойном лесу. Так, на примере ярусного расположения растений школьники делают вывод о взаимосвязи и причинной обусловленности явлений в жи- . вой природе.

Важное мировоззренческое значение имеет восприятие учащимися растительного сообщества как единого целого. Учитель обращает внимание на относительное постоянство видового состава сообщества, выясняет многообразные взаимосвязи между всеми элементами сообщества. На экскурсии учитель предлагает шестиклассникам определить возраст растительного сообщества, по возможности узнать, когда появился лес, луг или болото в данной местности. В результате учащиеся приходят к выводу о длительном существовании этих сообществ, обусловленном различными взаимосвязями видов растений и неживой природы.

Формирование знаний растительного сообщества наиболее успешно осуществляется на экскурсии в лес. В процессе наблюдения растений, выполнения работы по заданию учащиеся убеждаются во взаимосвязи и причинной обусловленности биологических явлений, целостности растительного сообщества. В связи с этим учащимся предлагается раскрыть и обосновать правила поведения в природе. В результате укрепляется убежденность в необходимости заботливого отношения к природе, не нарушать сформировавшихся связей, не повреждать растения, не уменьшать их численность, не вытаптывать всходы деревьев и кустарников и т. д. Школьники делают вывод, что соблюдение правил каждым человеком будет способствовать сохранению всего разнообразия видов растений. Учитель подчеркивает, что для понимания необходимости охраны растительного организма, видов, сообществ нужны знания, которыми учащиеся овладели при изучении ботаники. В связи с этим они обязаны убеждать детей младшего возраста не наносить вреда природе.

Учитель знакомит школьников со статьями Конституций об охране природы, с законами о ее охране, раскрывает преимущества современного строя в решении данной проблемы не на словах, а на деле. Это положение конкретизируется примерами: освещается вопрос о создании заповедников, заказников, ботанических садов, их роли в сохранении не тронутых человеком уголков природы, видов растений для будущих поколений. Рассматриваются примеры местных мероприятий – запрещение сбора ряда видов растений в конкретной местности.

Рассмотрение вопроса об использовании человеком леса помогает учащимся сделать вывод о необходимости не только его охраны, но и воспроизводства. Школьники на экскурсии находят факты как отрицательного воздействия на лес (беспорядочная вырубка деревьев, валежник, множество дорог с глубокими колеями), так и положительного (расчистка валежника, лесопосадки, очистка леса от сухостоя) и делают вывод о необходимости проведения восстановительных работ для сохранения целостности и устойчивости растительного сообщества.

Учитель подчеркивает важность добросовестного отношения к делу в тех сферах производства, которые связаны с живыми организмами. При этом обращается внимание на совершенствование технологии производства, в котором используется лес. Если раньше для производства мебели использовали древесину ценных деревьев, а сучья, опилки уничтожались как отходы, то теперь из прессованных опилок изготавливают доски, плиты, получают гидролизный сахар, который идет на корм скоту, отчего повышается его продуктивность, экономнее расходуются другие корма. Все это повышает экономическую эффективность производства, помогает сберечь лес.

Таким образом, в процессе обучения ботанике усваиваемая школьниками система биологических знаний служит основой для решения различных сторон воспитания. Подведение учащихся к мировоззренческим, идейно-патриотическим, экологическим, экономическим, эстетическим, нравственным выводам не требует усвоения дополнительного учебного материала. Учитель часто привлекает новые примеры, факты не для того, чтобы их заучивать, а в целях пробуждения у школьников эмоций, проявления своего отношения к действительности.


Страницы биологии:

Воспитание в процессе обучения зоологии
Трудовое, экономическое и гигиеническое воспитание учащихся в процессе изучения зоологии
Значение животных и растений в природе и жизни человека
Тема «Тип Простейшие»
Тема «Тип Кишечнополостные»
Темы: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви»
Тема «Тип Кольчатые черви»
Тема «Тип Членистоногие»
Меры борьбы с насекомыми-вредителями

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии