Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Тема «Развитие органического мира»

В процессе изучения темы закрепляются знания учащимися движущих сил эволюции, вырабатываются умения использовать эти знания для научного объяснения изменений в органическом мире, прогрессивного характера эволюции. Ознакомление школьников с данными сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии дает им возможность находить доказательства родства между видами разных классов и типов животных, отделами растений, выявлять единство органического мира.

При изучении сравнительно-анатомических доказательств эволюции учащиеся устанавливают сходство в строении органов у различных классов позвоночных животных и отделов растений и приходят к выводу об их родстве. Выявление случаев атавизма, наличия рудиментов у организмов используется учителем для показа состоятельности религиозных взглядов на сверхъестественное сотворение живой природы, установление в ней гармонии. Наличие рудиментов у растений и животных, случаев появления признаков далеких предков свидетельствует об отсутствии абсолютной целесообразности в природе, о возможностях объяснения их только с помощью теории эволюции.

Нахождение учащимися черт сходства у зародышей разных видов в период эмбрионального развития помогает сделать вывод о единстве животного мира, выражающемся в развитии организмов всех видов из оплодотворенной яйцеклетки при половом размножении.

Наблюдение ископаемых остатков, сравнение их с современными формами служат основой для формулирования вывода о существовании естественных «документов», непосредственных доказательств эволюции органического мира по пути усложнения. В связи с этим учитель раскрывает состоятельность религиозных объяснений существования ископаемых остатков живых организмов как пробных актов творения.

Основные пути и направления эволюции рассматриваются в свете положения о развитии материи. Учащиеся узнают, что эволюция живой природы шла по пути крупных изменений – ароморфозов, сменяющихся возникновением мелких изменений, частных приспособлений к конкретным условиям обитания. Учитель делает вывод, что в эволюции происходило чередование разных путей: ароморфозы сменялись идиоадаптациями, новый ароморфоз зарождается в недрах старой идиоадаптации, один путь эволюции сменяется другим.

Рассмотрение ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций позволяет раскрыть их значение для биологического прогресса и регресса, установить причинно-следственные связи. Выявление причин сокращения численности местных видов, внесенных в «Красную книгу», дает возможность учащимся отметить развитие их но пути биологического регресса под влиянием хозяйственной деятельности человека. Отсюда вытекает необходимость учитывать пути и направления эволюции органического мира в производственной деятельности человека, тесно взаимодействующей с природой. Учитель высказывает идею о возможности направить эволюцию видов по пути биологического прогресса и просит школьников назвать виды, численность которых возросла в результате целенаправленной деятельности человека (бобры, сайгаки, зубры, лоси, кабаны и др.). Рассматриваются мероприятия по восстановлению численности, среди которых выделяется необходимость сохранения условий, в которых обитает вид.

При знакомстве с картинами жизни в различные эры и периоды по заданию учителя школьники определяют основные ароморфозы и идиоадаптации, прогрессивное и регрессивное направления исторического развития органического мира, обосновывают смену путей эволюции с учетом законов развития, устанавливают филогенетические связи и дают им научное объяснение в свете учения Дарвина. При рассмотрении основных этапов эволюции учащиеся делают вывод об историческом развитии органического мира по пути усложнения, приспособления к различным средам обитания под влиянием естественных причин – движущих сил. Знание движущих сил эволюции составляет важное звено в научной картине мира.


Страницы биологии:

Целостность процесса воспитания и обучения биологии
Деятельность учителя по воспитанию личности на уроках биологии
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Общее знакомство с цветковыми растениями»
Практическая работа на уроках по изучению цветковых растений
Особое внимание следует уделить изучению связи между органами растений
Тема «Клетка»
Тема «Семя»
Тема «Корень»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии


Карты Яндекс . UAE-US relations