Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Тема «Семя»

Овладение учащимися знаниями строения семян однодольных и двудольных растений, их состава, условий прорастания необходимо для формирования научного мировоззрения и трудового воспитания учащихся. Лабораторные работы позволяют установить общность в строении и родство цветковых растений. При сравнении зародышей этих растений учащиеся убеждаются в их сходстве и делают вывод о единстве цветковых растений.

Содержание темы, методы и приемы обучения позволяют строить преподавание темы на основе принципа взаимосвязи и причинной обусловленности явлений. Изучение условий прорастания семян дает возможность школьникам убедиться в зависимости этого процесса от ряда факторов. Исходя из опытов, учащиеся приходят к выводу, что прорастание семян зависит от ряда причин: температуры, влажности, содержания воздуха в окружающей среде и др. Учащиеся убеждаются в том, что растения тесно связаны со средой обитания, биологические явления зависят от естественных причин, например прорастание семян – от их всхожести, от погодных условий, а не от сверхъестественных, непознаваемых факторов. Школьники делают вывод о необходимости изучения условий жизни растений, чтобы использовать эти знания в практической деятельности.

Анализ учащимися конкретных примеров из практики работы колхозов и совхозов своего района помогает им осознать роль научных знаний. Школьники обычно указывают на повреждение всходов растений при сильном похолодании весной, при образовании на почве корки, при иссушении земли. По заданию учителя школьники раскрывают необходимые условия и сроки сева теплолюбивых и холодостойких, влаголюбивых и засухоустойчивых культур для конкретной почвенно-климатической зоны, научно обосновывают свои ответы.

Учитель привлекает внимание учащихся к задачам Продовольственной программы (например, повысить урожайность зерновых на 6 – 7 ц с гектара), и подчеркивает, что их выполнение зависит от знания условий роста и жизнедеятельности растений, хранения семян, подготовки их к посеву, способов сева и ухода за растениями. Так учащиеся вводятся в курс задач, которые решает весь народ, осознают зависимость их успешного выполнения от знания биологии растений, умения использовать их в практической деятельности, от готовности людей успешно выполнять поставленные задачи.

С позиций причинной обусловленности явлений рассматриваются вопросы дыхания семян и питания проростков. Демонстрация опыта убеждает учащихся в том, что семена дышат, при этом выделяют двуокись углерода, тепло, расходуют запас питательных веществ. Школьники делают вывод, что жизнедеятельность семян зависит от конкретных условий среды, от определенных факторов – причин.

Содержание темы дает возможность затронуть вопросы экономики, показать пути получения максимального количества продукции при минимальных затратах труда. Знания школьниками зависимости дыхания семян от их влажности, количества кислорода в окружающей среде служат основой для понимания необходимости использования новых технологий, своевременной и быстрой уборки урожая, закладки на хранение зерна допустимой влажности. Обращение к тексту Продовольственной программы позволяет подчеркнуть значение биологических знаний для эффективного развития народного хозяйства.

Важно научить школьников использовать знания условий прорастания и дыхания семян, питания проростков для научного обоснования применения агротехнических мероприятий – обработки семян перед посевом, определения сроков и способов посева семян. Учитель подчеркивает необходимость добросовестного отношения земледельцев к своим обязанностям, понимание ими биологии растений.

Материал темы помогает учащимся осознать роль науки в управлении ростом растений, зависимость их жизнедеятельности от естественных причин: прорастания семян от их всхожести, глубины заделки в почву, от ее температуры и влажности, механического состава, а не от сверхъестественных, непознаваемых сил.

В процессе изучения темы учитель руководствуется диалектико-модернистическим положением о развитии материи, законах развития (переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей). В свете закона отрицания отрицания раскрывается процесс развития растения. На лабораторных занятиях учащиеся узнают строение семян, условия их прорастания, питание зародыша. Они видят, как во время прорастания изменяется семя: уменьшается эндосперм, из органов зародыша развиваются органы растения. Учитель подчеркивает, что на смену органов зародыша появляются органы взрослого растения, осуществляется процесс развития, новое как бы отрицает старое.

Большое воспитательное значение имеет хорошо организованная работа учащихся на учебно-опытном участке: осенняя обработка почвы, внесение удобрений, подзимний сев. Эта работа способствует закреплению теоретических знаний, позволяет осознать роль практики как критерия истины. Учащиеся видят, что в процессе выращивания растений используются биологические знания, создаются конкретные, реальные условия для роста и развития растений. Школьники вовлекаются в физический труд, овладевают практическими умениями, осознают значение труда для общего развития человека.


Страницы биологии:

Тема «Корень»
Изучение взаимосвязи между почвой, растениями и водой
Осушение, орошение и удобрение земель
Тема «Лист»
Тема «Стебель»
Тема «Цветок и плод»
Тема «Растение – целостный организм»
Обобщение знаний о взаимосвязях между органами растений и их связи со средой обитания
Применение знаний об условиях обитания растений для повышения урожайности

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии


NY medicaid fraud attorney