Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Тема «Стебель»

Материал темы вносит много ценного в понимание учащимися целостности и единства природы. Учитель предлагает им найти черты сходства в разнообразии стеблей и сделать вывод об их значении. Так школьники приходят к выводу о сходстве стеблей разных растений по расположению на них почек, листьев, клеточному строению. Единство обнаруживается в выполняемых стеблем функциях, в приспособленности к осуществлению связи между корнем и листьями, к отложению в нем питательных веществ.

Строение и функции стебля учитель рассматривает в свете причинной обусловленности явлений. Так, выясняются причины роста стебля в длину (деление и рост клеток конуса нарастания), его роста в толщину (деление клеток камбия), устанавливаются взаимосвязи со средой обитания на основе сравнения годичных колец, выявления причин их различий. При этом важно, чтобы учащиеся самостоятельно установили зависимость размеров колец от погодных условий, отметили естественный характер причин. В причинной обусловленности явлений помогает учащимся убедиться рассмотрение примеров использования человеком знаний для лучшего роста и развития стеблей путем формирования кроны.

Наблюдение школьников за развитием побега из почки рассматривается с позиций сотворимости и неуничтожимое материи, перехода количественных изменений в качественные. Не следует оперировать этими категориями, но важно подчеркивать реальность и обусловленность развития побега естественными причинами. Познание учащимися функции связи корня и листьев стеблем позволяет подчеркнуть его значение в целостности растительного организма.

Пониманию сущности биологических явлений способствует проведение лабораторных работ: наблюдение строения почек, стебля, определение возраста дерева, опыта по передвижению воды и минеральных веществ по древесине.

Знание учащимися строения и функций стебля дает возможность укрепить нетерпимое отношение к случаям обламывания ветвей у деревьев, обдирания коры, срезания верхушек стеблей ради шалости. Учащиеся приходят к выводу о недопустимости подобных действий людьми, указывают на необходимость защиты растений, заботы о «зеленом друге».

При изучении древесного стебля учитель указывает на большое практическое значение деревьев. В связи с этим отмечаются огромные расходы древесины на строительные работы, производство бумаги. Учитель приводит цифры: на одну тонну бумаги используется 15 – 16 деревьев 50 – 80-летнего возраста, расходуются сотни кубометров воды, много электроэнергии. Учащиеся должны наметить пути сбережения леса. Учитель подводит их к выводу о необходимости сбора макулатуры, рассказывает, что 60 кг макулатуры позволяют сохранить одно большое дерево, а 50 т – более 100 га леса.

Этот пример побуждает учащихся активнее участвовать в сборе макулатуры, осознать необходимость бережного отношения к книгам, учебникам, тетрадям. Учащихся поражают такие факты: сохранение всеми учащимися учебника ботаники будет равноценно сохранению 80 тыс. деревьев в возрасте 60 – 80 лет.

Заготовка учащимися черенков в процессе практической работы, черенкование комнатных растений на лабораторном занятии, наблюдение способов вегетативного размножения при их демонстрации учителем способствует убеждению пятиклассников о появлении растений от себе подобных: из семени или из черенка. Привлечение школьников к посадке растений помогает им осознать связи организма со средой обитания, значение правильной агротехники для выращивания растений и получения высоких урожаев.


Страницы биологии:

Тема «Цветок и плод»
Тема «Растение – целостный организм»
Обобщение знаний о взаимосвязях между органами растений и их связи со средой обитания
Применение знаний об условиях обитания растений для повышения урожайности
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Основные группы растений»
Знакомство учащихся с жизнью водорослей и бактерий
На что следует обращать внимание учителю во время изучения темы «Грибы»
Особенности изучения дрожжей и лишайников

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии


В настоящее время контактные линзы пользуются очень большим спросом.