Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Тема «Строение и функции клетки»

На первом уроке по теме учащиеся узнают основные положения клеточной теории и используют их для доказательства материального единства живой природы, которое проявляется в клеточном строении организмов, в сходстве строения органоидов клетки, в единстве химического состава и протекающих в клетке процессов жизнедеятельности, в общности индивидуального развития многоклеточных организмов, которое начинается с клетки – зиготы, образующейся при оплодотворении.

Знания истории становления клеточной теории используются учителем для опровержения учащимися идеалистических взглядов о непознаваемости живой природы. Для этого учащимся предлагается посмотреть текст параграфа «Клеточная теория» и отобрать соответствующий материал, использовать его в качестве доказательства познаваемости явлений живой природы.

Программа предусматривает ознакомление учащихся с методами исследования строения и функций клеточных структур. Это ознакомительный материал, поэтому его не следует задавать на дом и заучивать. Целесообразно предложить школьникам прочитать текст статьи «Методы изучения клетки», рассмотреть соответствующие рисунки и сделать выводы.

После чтения учебника проводится заключительная беседа и отмечается большое разнообразие методов исследования клетки, с помощью которых ученые все глубже проникают в тайны микромира, узнают строение и функции клеточных органоидов, убеждаются в познаваемости микроструктур и микропроцессов.

На последующих уроках темы учащиеся узнают о строении и основных функциях органоидов клетки, о сходстве и отличиях в строении клеток эукариотов (растений и животных) и прокариотов (бактерий и сине-зеленых водорослей). Поэтому учащиеся на обобщающем уроке по теме получают задание – сравнить строение клеток растений, животных и бактерий и на основе этого доказать родство царства растений, животных и дробянок (бактерий), единство органического мира.

Можно использовать и другой вариант задания: на основе знания строения клеток найти способ доказательства единства органического мира. Учащиеся находят общие органоиды, сходство в их строении и функциях и делают вывод о материальном единстве живой природы. Нахождение различий позволяет сделать вывод о разных уровнях организации и направлениях эволюции живых систем.

В процессе изучения органоидов клетки учащиеся работают по заданиям такого типа: установить взаимосвязь строения и функций клеточной мембраны (митохондрий, пластид, комплекса Гольджи, рибосом); на базе изучения строения клетки выявить всеобщий характер взаимосвязи биологических явлений и др. Учащиеся раскрывают, например, основную функцию клеточной мембраны – отграничивать содержимое клетки от среды и в то же время обеспечивать поступление одних веществ в клетку и выделение других. Этому способствует строение мембраны, которая состоит из чередующихся слоев молекул белка и липидов. Значит, между строением и функциями органоидов существует тесная связь. Учащиеся могут установить, что взаимосвязь проявляется в строении и функциях каждого органоида, что она имеет всеобщий характер.

Можно предложить учащимся вспомнить о связях между организмами в популяции, сообществе и со средой обитания и обобщить эти знания. Такой прием позволяет подвести школьников к более широкому обобщению о том, что в живой природе все взаимосвязано: взаимосвязи органоидов клетки, органов и систем органов в организме, особей в популяциях, популяций в биоценозе.

Ознакомление школьников с прокариотами дает возможность затронуть вопрос о биотехнологии, об использовании микроорганизмов в народном хозяйстве – в микробиологической промышленности, которая производит из дешевого сырья ценные продукты, используемые в пищевой, молочной промышленности, в медицине, в сельском хозяйстве на корм животным. Учитель отмечает высокую экономическую эффективность микробиологического производства: синтез органических веществ здесь протекает в сотни и тысячи раз быстрее и производительнее, чем у растений и животных, которых выращивает человек. В связи с этим учитель просит учащихся высказать мнение о перспективах развития микробиологической промышленности, биотехнологии, сделать вывод о значении этой отрасли производства для выполнения Продовольственной программы.


Страницы биологии:

Тема «Обмен веществ и превращение энергии в клетке»
Фотосинтез растений – основной поставщик кислорода на планете
Изучение механизма биосинтеза белков
Тема «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
Улучшение питания животных и растений
Тема «Возникновение жизни на Земле»
Основы генетики и селекции
Законы наследования и понятие генотипа
Тема «Закономерности изменчивости»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии


High Blood Pressure Life Insurance