Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Тема «Тип Членистоногие»

Членистоногие, особенно насекомые, играют большую роль в природе. Они составляют значительную часть живых организмов на Земле и входят в состав всех природных сообществ. Политехническое значение имеют знания о том, что некоторые виды членистоногих причиняют большой ущерб народному хозяйству, уничтожая часть урожая сельскохозяйственных растений. В то же время некоторые насекомые производят ценное сырье – шелк и полезный пищевой продукт – мед, ряд видов являются объектами пищевого промысла (раки, крабы).

При изучении темы подчеркиваются масштабы и успешность борьбы с насекомыми – вредителями сельского хозяйства в России. У учащихся возникает желание участвовать в охране сельскохозяйственных растений, интерес к пчеловодству и шелководству и профессиям по защите растений.

В районах, где находятся леса, учителями уделяется большое внимание профилактике заболеваний, вызываемых клещами. В красочном рассказе учителей о работах Е. Н. Павловского, открывшего тайну заражения таежным энцефалитом, освещается жизнь ученого, страстное служение науке, отзывчивость к страданиям людей, настойчивость и упорный труд. При недостатке учебного времени на уроке эти знания можно сообщить школьникам на занятиях кружка или на вечере, посвященном достижениям зоологии.

При изучении насекомых различных отрядов обращается главное внимание на всеобщность взаимосвязи, выражающейся в соответствии строения ротовых частей, крыльев, конечностей выполняемым ими функциям, среде обитания.

При изучении основных видов насекомых выясняется их роль в народном хозяйстве, значение знаний их жизни, связей с другими растениями и животными для борьбы с рядом из них или для эффективного использования. Следует с экологической точки зрения показать относительность понятия «вредное» или «полезное» насекомое. Гусеницы многих бабочек – вредители сельскохозяйственных культур, но сами бабочки участвуют в перекрестном опылении, повышающем урожай. Отсюда приходится выводить их вред и пользу. Кроме того, многими видами насекомых питаются птицы.

Учитель привлекает учащихся к борьбе с майскими жуками, капустной белянкой, колорадским жуком. Он показывает, какая ведется борьба с этими и другими видами насекомых в государственном масштабе, отмечает ее важность для выполнения Продовольственной программы.

В дореволюционной России саранча была стихийным бедствием, наносящим серьезный урон сельскому хозяйству. Нашествие саранчи трактовалось религиозными людьми как «бич божий». Теперь же в России саранча практически не опасна благодаря государственному подходу к борьбе с ней.

В беседе выясняется, что долгое время человеческая практика, выработавшая приемы ухода за растениями и обработки земли, в бессилии стояла перед нашествием насекомых-вредителей. Невольно от сознания собственного бессилия люди начинали верить во вмешательство божественной силы, карающей людей за грехи. И церковь в своих интересах поддерживала такие взгляды. Зоологическая наука объяснила случаи резкого возрастания численности насекомых, циклы их развития и разработала методы борьбы с вредными для народного хозяйства насекомыми.

На всех уроках по теме «Членистоногие» для экологического воспитания приводятся акты биологического состязания видов за пищу, места для размножения, укрытия от врагов и бессознательной взаимопомощи видов. В эти отношения между хищными и растительноядными насекомыми, между растениями и их опылителями, насекомыми и их паразитами вмешивается человек. Он разумно использует знания об этих явлениях в интересах экономики и здравоохранения. Государство тратит большие средства на применение научных достижений в области зоологии, способствующих поднятию урожайности растений и борьбе за здоровье людей.


Страницы биологии:

Меры борьбы с насекомыми-вредителями
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Рыбы»
Основы использования водоёмов и рыболовство
Темы: «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся»
Что важно знать при изучении пресмыкающихся
Тема «Класс Птицы»
Особое внимание ставится перед изучением экологических групп птиц
Организация экскурсии на птицефабрику и её значение

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии