Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Тема «Тип Кольчатые черви»

При знакомстве с дождевым червем показывается усложнение его организации по сравнению с гидрой, приспособленность червя к среде обитания.

Дождевой червь представляет интерес как животное, ведущее подземный образ жизни. При его изучении выявляются общие с другими животными функции: питание, дыхание, выделение, размножение; усложнение организации – образование систем органов; адаптивные особенности, связанные с подземным подвижным образом жизни (обособление переднего и заднего конца тела, слабое развитие органов зрения и слуха, активный способ передвижения и т. п.). В ряде школ в уголках живой природы ставятся опыты, показывающие полезную почвообразовательную деятельность дождевых червей. К уроку учащиеся составляют наглядную диаграмму, характеризующую масштаб деятельности дождевых червей. Учащиеся приходят к выводу, что этих животных следует беречь, так как они улучшают плодородие почвы.

Воспитание мировоззрения при изучении темы «Моллюски» осуществляется при формировании понятия многообразия животных, их приспособленности к среде обитания. Такие знания учащиеся приобретают при сравнении строения ведущих разный образ жизни прудовика и беззубки.

Существенное значение для развития знаний об историческом развитии организмов имеет информация о том, что слизни, хотя почти и лишены раковины, относятся к моллюскам. Остатки раковины в виде небольшого утолщения находятся на спине у слизня. Это говорит о том, что их предки имели раковину. Учащиеся делают вывод о происхождении наземных моллюсков от водных. Выяснение в беседе вопроса о том, чем питаются моллюски и кто их поедает, помогает формированию понятий пищевых связей.

На последнем уроке по теме проводится беседа, направленная на усвоение важного для решения задач воспитания материала с использованием следующих вопросов:

1. Что общего у одноклеточных и многоклеточных организмов?

2. Чем отличается эвглена от обычных зеленых растений и животных?

3. Какое значение имело открытие простейших животных?

4. Каким образом удалось ликвидировать заболевания малярией в России?

5. У бычьего цепня отсутствует пищеварительная система. Как же он питается?

6. На чем основаны меры борьбы с паразитическими червями?

7. В чем проявляется усложнение организации дождевого червя по сравнению с гидрой?

8. В чем выражается приспособленность дождевого червя к подземному образу жизни?

На эти вопросы, как правило, учащиеся дают вполне удовлетворительные ответы.


Страницы биологии:

Целостность процесса воспитания и обучения биологии
Деятельность учителя по воспитанию личности на уроках биологии
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Общее знакомство с цветковыми растениями»
Практическая работа на уроках по изучению цветковых растений
Особое внимание следует уделить изучению связи между органами растений
Тема «Клетка»
Тема «Семя»
Тема «Корень»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии