Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Некоторые пояснения и определения

Но теперь нам нужно остановиться и разобраться в том, что Христос имеет в виду под словом «мир». Очевидно, что Он использует это слово особым образом, ибо, когда Он говорит: «Мир любит свое», вряд ли Он имеет в виду, что все нехристиане прекрасно между собой ладят, а все нехристианские народы души друг в друге не чают. Конечно же, это не так! Оглянитесь вокруг, посмотрите на гражданские войны и этнические конфликты! в самых разных концах мира.

Говоря: «Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир», Христос не имеет в виду, что каждый неверующий ненавидит каждого христианина. Это тоже не так, и Он об этом знал: у Него не было мании преследования, Он не выискивал знаков ненависти и вражды там, где их не было. Мы знаем, что матери доверяли Ему настолько, что приносили своих детей, которых Он брал на руки и благословлял (Map. 10,13-16). Он жалел народ, толпами стекавшийся к Нему, ибо эти люди были, как овцы без пастыря; и Он кормил, исцелял их, так что они славили Бога за Него (Мат. 9, 35-36; 15,30-32). Милостивый к падшим и грешным, Он принимал их приглашения и разделял с ними трапезу, за что был осуждаем ревностными поборниками «праведности»: как можно знаться с мытарями и грешниками! (Лук. 15, 1; 19, 7). Всего лишь за неделю до Его казни толпы простых людей, собравшихся в Иерусалиме, с восторгом внимали Его речам. Хотя начальствующие из иудеев и сумели возбудить их против Него, и потом те же люди требовали Его смерти, все же в день Пятидесятницы и после него многие тысячи отдали Ему свои сердца, уверовали и последовали за Ним (Map. 12, 37; 15, 11; Деян. 2, 41; 4, 4). Итак, когда Христос сказал апостолам: «Не удивляйтесь тому, что мир возненавидит вас», Он не мог иметь в виду, что каждый неверующий возненавидит каждого христианина.

С такими оговорками мы обращаемся к вопросу, что понимается здесь под словом «мир». Достаточно окинуть мир взором, чтобы увидеть, что он - средоточие зла, которое Библия объясняет отчуждением человека от Бога. Было бы полезно вспомнить то, что мы узнали об этом в главе, посвященной разоблачению предательства Иуды. Все началось в Едемском саду, где сатана, ставший впоследствии князем мира сего (Иоан. 12, 31; 14,30; 16,11), убедил Адама и Еву в том, что Бог - против них, что лучший путь к счастью - мятеж против Бога и против Его слова, что жизнь и ее блага прекрасны только без Бога. Первые люди поверили этой лжи и поддались на коварные уговоры и немедленно ощутили чувство вины и муки совести. Им стало казаться, что теперь-то уж Бог наверняка против них. Они попытались убежать и спрятаться от Бога, ибо Он стал в их глазах великой угрозой (Быт. 3).

Многие и по сей день пытаются убежать от Бога, хотя способы этого бегства становятся более изощренными. Одни ищут прибежища в науке, которая, как им кажется, доказывает, что Бога нет, или же, в крайнем случае, допускает существование такого Бога, который не может вмешиваться в жизнь вселенной. (Конечно, наука ничего подобного доказать не в состоянии.) Многим думается, что если они не будут обращать на Бога внимания, то Его и не будет.

Еще одним распространенным способом бегства от Бога являются религиозные каноны: люди придумывают такие формы религиозной жизни, с помощью которых пытаются задобрить Бога, откупиться от Него и заполучить местечко в Царстве небесном. Такое, внешнее, соблюдение канонов незаметно извращает суть взаимоотношений Бога и человека. Оно является ложным способом жить независимо от Бога.

Допустим, мой сосед (и мой давний неприятель) засадил свой участок отборным картофелем. Если я предложу ему достаточно большие деньги, то, может быть, он и согласится продать мне часть урожая, несмотря на вражду. При этом мы оба останемся такими же врагами, и я на другой день гордо пройду перед его домом, даже не взглянув в его сторону. Однако, если я нищ, и он - моя последняя надежда, и больше не у кого попросить на бедность, то тут уж неразумно продолжать враждовать с ним и упиваться своей независимостью. Имеет смысл восстановить мир и после этого уповать на его милость.

Так и в отношениях человека с Богом. Бог призывает людей расстаться с их ложной независимостью, признать свою духовную и нравственную нищету, положиться на Его милость, примириться с Ним и принять прощение и жизнь вечную как дар благодати. Но пока люди из гордости или. по невежеству пытаются жить независимо от Бога, отчуждение сохраняется, а Бог представляется людям источником наказания и угрозой всему, что им дорого. Они не любят Его, им даже думать о Нем не хочется. Поэтому, если они встречают христианина, который восторженно говорит об Иисусе Христе, заявляет о своей любви к Богу, то он им тоже не нравится, потому что они начинают чувствовать себя неуютно. Доведенная до крайности, эта неприязнь рождает правительства, которые силой государственной власти стремятся стереть самую мысль о Боге из жизни общества.


Другие уроки Христа:

Если меня гнали, будут гнать и вас
В ответ на ненависть
Неведение, достойное осуждения
Ветхозаветное предостережение
Извращенная религия

В школе Христа:
Содержание
Путь Христа и его учение
У школьных дверей
Школа и уроки
Что такое возрождающее омовение
Что происходит, когда верующий грешит?
Сущность святости и нечистивости
Явление Славы Божьей
Петр: наглядный урок для нас
Христос – образец поведения для нас
Обитель для Отца и Сына в наших сердцах
Израиль – одичавший виноградник
Работа виноградаря и что ожидается от ветвей
Виноградарь и плодоносящая ветвь
Жизнь виноградной лозы: урок о характере Христовой любви
Дружба как взаимное отношение
Ветхозаветное предостережение
Источник истины, на которую Святой Дух наставит апостолов
Таинственное откровение
Важнейшее в учении о самом Иисусе Христе
Сын отчитывается перед Отцом
Сын молится о сохранении веры своих учеников
Камень преткновения конфессиональных ярлыков