Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Тема «Закономерности изменчивости»

Обращение к модификационной изменчивости позволяет сосредоточить внимание учащихся на взаимосвязях организмов с их средой обитания, которые проявляются в изменении признаков особей под влиянием различных факторов среды.

Рассмотрение примеров из сельскохозяйственной практики дает возможность поставить перед школьниками задачу выяснить причины изменения признаков у сельскохозяйственных растений и животных. Учащиеся устанавливают зависимость роста, развития, увеличения массы организмов от объективных причин (улучшения питания, условий жизни и др.). Затрагивается вопрос о практическом использовании знаний модификационной изменчивости в сельском хозяйстве. Учащиеся выполняют задание – раскрыть способы получения модификационной изменчивости у сельскохозяйственных растений и животных, способствующие повышению их продуктивности, поднятию экономики производства.

Школьники используют материалы Продовольственной программы, в которых определены основные пути повышения продуктивности растений и животных: внедрение в производство успехов науки, прогрессивных технологий, улучшение питания и ухода за растениями и животными. Важно при этом подчеркнуть зависимость успеха дела от организации труда, от четкого выполнения каждым членом коллектива своих обязанностей, от трудовой дисциплины, а также от материальной заинтересованности работников сельского хозяйства.

Большое значение для формирования научного мировоззрения учащихся имеет изучение мутаций, их материальных основ. Учащиеся узнают о том, что в основе мутаций лежат изменения отдельных генов, их перекомбинация, изменение строения и числа хромосом. Знание школьниками причин модификаций дает возможность поставить вопрос о причинах мутаций. В отличие от идеализма, который видит причины мутаций в чем-то сверхъестественном; материализм считает причинные связи присущими самим вещам, признает их объективный и всеобщий характер, существование вне и независимо от сознания.

Обращение к химической природе гена, его самоудвоению, биосинтезу белков позволяет раскрыть естественные причины изменения генетического материала – влияние различных факторов в разные периоды жизни клетки. Убеждению школьников в естественных причинах мутаций помогает Изучение экспериментального мутагенеза, который доказывает, что мутации возникают в ответ на действие определенного фактора: радиации, активных химических веществ и др. Учитель подчеркивает при этом ненаправленный характер мутаций. Однако человек может получить нужные мутации под воздействием определенного фактора. Найдены некоторые способы получения нужных мутаций; например, под воздействием колхицина возникают полиплоидные формы. Этот способ используется для получения полиплоидных сортов растений.

Познание школьниками закона гомологических рядов наследственной изменчивости помогает лучше осознать детерминированный (причинный) характер мутаций. Выявление сходных признаков у разных видов, даже далеких в систематическом отношении (например, наличие остей у колосков пшеницы, ржи, ячменя; альбиносов у птиц, млекопитающих, человека), помогает учащимся убедиться в том, что мутации у организмов однотипны, так как они возникают под воздействием сходных факторов и связаны с наличием определенного, исторически сформировавшегося общего комплекса генов.


Страницы биологии:

Генетическая природа мутаций и сущность явления наследственности
Значение изучения генетики и её гигиенический характер
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Селекция – выведение новых сортов растений и пород животных
Селекция микроорганизмов – получение новых штаммов
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии
Что способствует развитию агроценозов в деятельности человека
Тема «Биосфера и человек»
Круговорот веществ в природе и деятельность человека

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии