Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Темы: «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся»

В этих темах продолжается формирование у школьников знаний об историческом развитии животных, о взаимосвязи организации животных с условиями среды, воспитывается заботливое отношение к объектам природы. Определенное место в темах занимают вопросы гигиенического воспитания.

Рассказывая о древних земноводных, учитель отмечает, что эти животные были первыми обитателями суши, хотя они не полностью порвали связь с водой. И во внешнем виде, и в функциях отмечается двойственность их приспособления (к наземному и водному образу жизни).

При изучении темы «Класс Земноводные» у учащихся углубляется понятие об историческом развитии животного мира на основе доказательств происхождения земноводных от рыб, знаний о выходе водных земноводных на сушу.

Первые два урока темы посвящены знакомству с внешним и внутренним строением лягушки в связи с ее образом жизни; при этом используются наблюдения учащихся над лягушками в природе и в уголке живой природы. При рассматривании формы и строения тела лягушки в процессе беседы выделяются их особенности, связанные с водным и наземным образом жизни. Обращается внимание на то, что лягушка к наземной среде все же недостаточно приспособлена. Проверке усвоения понятия приспособленности организмов к среде обитания служит постановка таких проблемных вопросов: 1) К жизни в какой среде наиболее приспособлена лягушка: к водной или наземной? 2) В чем усложнение организации лягушки по сравнению с рыбой?

Изучение материала о размножении лягушки происходит наиболее удачно, если учащиеся сообщают материал о результатах собственных наблюдений над развитием икринки, головастика, лягушки. При этом они легко приходят к выводу о том, что процесс индивидуального развития лягушки доказывает их историческое происхождение от рыб. Учитель обращает внимание^ на то, что при развитии лягушки каждая стадия как бы отрицает предыдущую, имеет другое качество, но все они связаны между собой в единый процесс развития организма. На каком-либо уроке темы учитель организует откровенный разговор с учащимися о несправедливости уничтожения или жестокого отношения к нужным в жизни природы и полезным для хозяйства человека земноводным животным, раскрывает их значение как лабораторных животных для физиологических исследований. Полезно указать роль жаб в уничтожении вредителей садов и огородов и необоснованность предрассудков о том, что от ядовитой жидкости жабы на руках могут появляться бородавки. Лягушки и жабы справедливо являются охраняемыми объектами природы.

Основные мировоззренческие выводы учащиеся делают по вопросу происхождения земноводных. Учитель при объяснении этого материала возвращается к знаниям учащихся о древних кистеперых рыбах, отмечает у них значение приспособлений к передвижению на суше и дыханию атмосферным воздухом. Методическую помощь оказывают рисунки или таблицы строения плавника кистеперых, а в рассказе учителя – аналогия с «выходом на сушу растений» и «выходом на сушу членистоногих». При освещении этого вопроса подчеркивается длительность процессов филогенеза, роль изменений климата.


Страницы биологии:

Что важно знать при изучении пресмыкающихся
Тема «Класс Птицы»
Особое внимание ставится перед изучением экологических групп птиц
Организация экскурсии на птицефабрику и её значение
Тема «Класс Млекопитающие»
Изучение жизни млекопитающих и охотничий промысел
Сущность учения Дарвина о развитии животного мира
На уроке по теме «Природные сообщества»
Человек должен знать законы природного сообщества

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии


secure loans