Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Трудовое воспитание школьников

Среди задач средней общеобразовательной школы одно из ведущих мест занимает трудовая политехническая подготовка учащихся, осуществляемая в соответствии с современным уровнем развития науки и техники, с учетом потребностей общества, способностей и склонностей учащихся.

На необходимость ознакомления учащихся с научными основами производства и обучения умениям обращаться с орудиями труда указывали К. Маркс и Ф. Энгельс. Политехнизм дает возможность быстро осваивать на практике всю систему производства.

Соответственно этому положению создавалась и развивалась общеобразовательная политехническая школа. В. И. Мерзлов высказывал мысль о том, чтобы учащийся, оканчивающий среднюю школу, имел политехнический кругозор.

В прямой связи с трудовой политехнической подготовкой учащихся находится организация их общественно-производительного труда в сельском и других отраслях народного хозяйства, подчиненного учебно-воспитательным задачам.

При изучении биологических дисциплин учащиеся приобретают систему политехнических знаний и умений, связанных с трудом. В нее входят: 1) научные основы сельскохозяйственного производства, микробиологической промышленности, охраны природы, трудовой деятельности человека; 2) знакомство с техникой и технологией, обеспечивающих высокую продуктивность живых систем, увеличивающих производительность труда; 3) общие умения и применение биологических закономерностей в практической деятельности.

Для подготовки учащихся к труду на современном производстве, овладения ими массовыми производственными профессиями необходимо сформировать у них общие умения сельскохозяйственного труда. К ним можно отнести различные виды обработки почвы, внесения удобрений, полива, подготовки семян к посеву, их посев, уход за растениями, уборку и хранение урожая, а также уход за сельскохозяйственными животными (содержание, подготовка кормов, кормление), борьбу с сельскохозяйственными вредителями, умение обращаться с сельскохозяйственными орудиями и важнейшими двигателями и машинами.

Политехнические знания и умения углубляются на факультативных занятиях.

На занятиях по физиологии растений школьники овладевают приемами агротехнических, агрохимических и микробиологических работ. К числу последних относится стерилизация посуды, инструментов, приготовление питательных сред, посев микроорганизмов, подсчет колоний, изготовление микропрепаратов. Учащиеся усваивают элементы физиологических исследований, овладевают методами качественного анализа, водных культур, измерения интенсивности фотосинтеза, определения водного баланса, обеспечения растений питательными веществами. Политехнические умения получают школьники и при изучении физиологии животных: производят обмер животных, составляют рацион кормления, режим ухода, содержания.

В процессе изучения общеобразовательных и факультативных курсов возможен переход учебно-практических умений в политехнические. Например, такие учебные умения, как работа с микроскопом, определителем, а также распознавание удобрений, семян, всходов, приобретают политехнический характер и получают дальнейшее развитие при овладении различными производственными специальностями.

Политехническими умениями принято считать составление плана работы по выращиванию и уходу за растениями и животными, разработку плана опытов по физиологии растений в связи с изучением ботаники, учет результатов, вычисления и расчеты производственного характера, распознавание, определение и изучение объектов, имеющих хозяйственно-экономическое значение.

Существенным методическим требованием является развитие культуры труда. При выполнении школьниками практических заданий важно приучать их все делать четко, аккуратно, красиво, чтобы они получали удовольствие от результатов труда. Это относится как к сельскохозяйственным видам труда (прополка, рыхление, окучивание, уборка урожая), так и к работе в условиях кабинета биологии (уход за комнатными растениями, изготовление пособий, ведение дневников, выполнение опытов и т. п.). Важно добиваться понимания того, что красиво трудиться – это значит овладеть точными, рациональными, максимально эффективными действиями.

Большие возможности для развития навыков труда, овладения условиями его научной ориентации имеет изучение организма человека. Производительность труда, как указывал В. И. Мерзлов, требует «повышения дисциплины трудящихся, уменья работать, скорости, интенсивности труда, лучшей его организации.

Школа должна учить правильно работать, развивать сноровку, рациональность трудовых движений, ловкость, которые являются элементами высокой культуры труда.

Непосредственное отношение к формированию практических умений и росту производительности труда имеет владение правильной позой, становление оптимального ритма и средней нагрузки в работе, устранение лишних движений.

Решая общую задачу трудового воспитания, учитель осуществляет психологическую подготовку учащихся к труду, совершенствуя культуру труда. Поэтому важно устанавливать тесную связь теоретических знаний учащихся с умениями правильно организовать свой умственный и физический труд. Изучение живой природы должно быть направлено на понимание учащимися научных основ труда как взаимодействия человека с природой. В этом выражается одна из принципиальных установок и организации всех видов труда учащихся, его связи с изучением наук о живой природе. Большое значение придается воспитанию трудолюбия как важнейшей черты морального облика личности в ее духовной жизни – интеллектуальной, эмоциональной, волевой. Главное условие решения этих задач – приобщение школьников к жизни трудового народа. Привитие интереса к труду, использование творческого подхода к практической деятельности, приобщение к работе с техникой, раскрытие интеллектуальных и эстетических сторон трудовой деятельности – все это способствует воспитанию учащихся в духе отношения к труду.

Физический труд учащихся в сельском хозяйстве имеет познавательное и воспитательное значение лишь в том случае, если он требует интеллектуальных и эмоционально-волевых усилий. Для педагогически правильной организации труда необходимо ясное понимание учащимися научного и практического смысла труда. В противном случае учащиеся выполняют трудовые операции без интереса, механически, подчас по принуждению.


Страницы биологии:

Воспитание бережливости (экономическое воспитание)
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Опыт Сухомлинского об использовании природы для нравственного и эстетического воспитания школьников
Воспитание ответственности личности перед природой
Нравственно-эстетическое воспитание
Природа как источник красоты
Связь красоты природы с искусством
Взаимосвязь науки и искусства
Создание красивого

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии