Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Основные условия для формирования мировоззрения учащихся

Если курсы ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и гигиены человека перегружены фактическим описательным материалом, то общая биология (IX и X классы), мировоззренческие функции которой особенно значительны, насыщена теоретическими понятиями.

При разработке частно-методических вопросов необходимо постоянно ориентироваться на общую систему теоретического и мировоззренческого материала биологии, чтобы предупредить изолированность отдельных элементов этой системы.

Методические исследования и положительный опыт учителей дают возможность сформулировать следующие основные условия формирования мировоззрения.

1. Глубокое философское осознание учителем всей системы ведущих биологических идей, теорий и понятий, имеющих важное значение для формирования мировоззрения учащихся.

2. Последовательное определение и оценка каждого этапа учебно-воспитательного процесса (темы, урока, вида деятельности учащихся) с точки зрения его роли и возможностей вклада в процесс формирования научного мировоззрения учащихся.

3. Согласование содержания мировоззренческих вопросов по биологии с содержанием других учебных предметов как естественного, так и общественно-исторического циклов (межпредметные связи).

4. Обоснование и доказательность общебиологических выводов и обобщений, которые строятся с привлечением научных фактов, использованием данных, полученных специфическими для биологии методами исследования, раскрытием связи теории с практикой.

5. Активизация познавательной деятельности учащихся, выправленной на осмысление и осознание основополагающих идей и понятий, развитие стремления уяснить их важность для понимания общих закономерностей живой природы. В этих целях эффективны различные виды творческих самостоятельных работ, проблемные ситуации с элементами исследовательского поиска, познавательные задачи теоретического содержания.

6. Систематическое изучение учителем степени и качества понимания учащимися мировоззренческих вопросов, а также выяснение их отношений к усваиваемым знаниям о природе. Методически оправдана постановка вопросов, направленных на вычленение главного содержания учебного материала, определение собственной позиции учащихся, характера ее развития, убежденности в своих знаниях, в стремлении выяснить новые, важные стороны теоретических обобщений. В этой связи идет не только осознание знаний, их перевод в собственные взгляды и убеждения, но коррекция и направление усилий учащихся па понимание наиболее существенного.

7. Развитие потребностей учащихся применять общебиологические знания в учебной и практической деятельности, в которых проявляется отношение учащихся к реальной действительности, их взгляды, стойкость убеждений, правильность поступков и поведения в различных жизненных ситуациях. «Практика, – писал В. И. Мерзлов, – должна быть первой и основной точкой зрения теории познания.

Следует подчеркнуть, что развитие мировоззрения не сводится к усвоению мировоззренческих знаний, а связано с формированием собственной внутренней позиции и отношений к реальному миру. Естественно поэтому видеть в этом сложном и длительном процессе последовательные этапы становления мировоззрения, для которых характерны специфические виды деятельности учителя и учащихся.

Необходимо проанализировать процесс становления мировоззрения учащихся на всех этапах изучения биологии. В методической литературе освещены лишь отдельные фрагменты данного процесса, не создающие его полной картины.


Страницы биологии:

Тема «Класс Рыбы»
Основы использования водоёмов и рыболовство
Темы: «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся»
Что важно знать при изучении пресмыкающихся
Тема «Класс Птицы»
Особое внимание ставится перед изучением экологических групп птиц
Организация экскурсии на птицефабрику и её значение
Тема «Класс Млекопитающие»
Изучение жизни млекопитающих и охотничий промысел

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии