Главная
Философия религии

Проблемы религии

След древних культур
Феномен мистицизма

Образец поведения

Тайное откровение

Камень преткновения

Oдичавший виноградник
Путь Христа

Школа и уроки

Источник истины

Беседы с учителем

В просторах степей

Кочевники Заволжья

Пришельцы с востока


Условия воспитания чувства красоты

Исходя из взаимосвязи источников прекрасного, в методике биологии разработаны условия и средства эстетического воспитания; обусловленные спецификой учебного предмета. Л. А. Косорукова выделяет следующие методические условия развития у школьников умения видеть и понимать, ценить и создавать красивое:

непосредственное общение с природой;

рассмотрение объекта не только с точки зрения познания, но и как средства эстетического воспитания;

отображение красоты природы средствами литературы и искусства;

сочетание в изобразительной деятельности учащихся научной сути объекта и его эстетической стороны.

Очевидно, что проблема эстетического воспитания в процессе изучения биологии тесно связана с художественным развитием учащихся и может успешно решаться на основе связей биологии с предметами гуманитарно-эстетического цикла.

Таким образом, эстетическое воспитание в методике следует рассматривать как процесс, органически связанный с научным содержанием, охватывающий все виды учебного процесса и воплощенный во всех средствах обучения и видах деятельности учителя и учащихся.

Следует отметить и значение эстетики учебного процесса, его материальных условий для воспитания учащихся. Чистота, опрятность в постановке опыта, аккуратность рабочих мест учащихся, особенно при использовании натурального раздаточного материала, красивое оформление схемы, гербария, коллекций и т. д. – необходимые атрибуты «учебного быта» в школе. Красивое оформление кабинета биологии, рациональное с точки зрения педагогической эргономики и «законов красоты», создает подлинную атмосферу эстетического воспитания в учебном процессе. В методической литературе описан опыт правильного распределения комнатных растений соответственно их биологическим и декоративным свойствам, оформление аквариумов, настенных экспозиций и т. д. Опытные учителя при использовании наглядных средств заботятся о показе эстетических качеств. Интересную работу в этом отношении проводит И. С. Шарыгина, которая показала преимущества эстетического восприятия натурального материала для усвоения биологических понятий учащимися. Несомненная эффективность красивых рисунков с натуры, фотографий, диапозитивов для изучения живой природы. В частно-методических исследованиях эффект эстетической направленности учебного предмета в основном оценивается только по качеству знаний и проявленного у учащихся познавательного интереса к ботанике.

Показать влияние школьной биологии на эстетическое формирование личности учащегося, отразить динамику развития эстетических чувств, сознания и поведения во всех биологических предметах – важная задача методики. Необходимо полнее изучить эффективность применения различных источников прекрасного, их оптимальное сочетание с целью совершенствования методических путей и средств эстетического и художественного развития учащихся.


Страницы биологии:

Физическое и гигиеническое воспитание
Значение гигиенического воспитания учащихся
Формирование санитарно-гигиенических навыков у школьников
Половое воспитание учащихся
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Целостность процесса воспитания и обучения биологии
Деятельность учителя по воспитанию личности на уроках биологии
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Общее знакомство с цветковыми растениями»

Биология:
Содержание
Единство мира природы и жизнедеятельности человека
Как показать учащимся совместимость науки и религии
Патриотический аспект в изучении биологии и охрана природы
Трудовое воспитание школьников
Воспитание ответственного отношения к природе (экологическое воспитание)
Физическое и гигиеническое воспитание
Беседы с учителем по вопросам полового воспитания учащихся
Воспитание в процессе обучения ботанике
Тема «Семя»
Тема «Цветковые растения и их классификация»
Тема «Растительные сообщества»
Анализ и сравнение животных разных классов
Тема «Класс Млекопитающие»
Воспитание человека во время изучения темы «Работа мышц»
Значение чистоты воздуха для организма
Тема «Обмен веществ»
Курение и алкоголизм – причины заболеваний нервной системы
Клетка и индивидуальное развитие организмов
Тема «Строение и функции клетки»
Основы генетики и селекции
Тема «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии